Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Новая экономическая политика Президента как начало промышленной революции Казахстана

08.01.2024, 13:34
Новая экономическая политика Президента как начало промышленной революции Казахстана
Фото: akorda.kz

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем интервью газете Egemen Qazaqstan особо отметил важность задачи по переходу страны на новую экономическую модель. Это и построение справедливой и конкурентной экономической системы, диверсификация экономики, обновление инфраструктуры, поддержка бизнеса и привлечение инвестиций. 

Казахстан на протяжении нескольких лет постепенно смещает акцент в сторону развития обрабатывающей промышленности. Президент в своем первом Послании в 2019 году обозначил важность обрабатывающей отрасли для развития национальной экономики. В Послании 2023 года поставлены приоритетные задачи по формированию прочного промышленного каркаса и ускоренному развитию обрабатывающего сектора страны. Наша страна обладает серьезной ресурсной базой, традиционно занимается добычей и экспортом полезных ископаемых, но нам необходимо развивать экономику страны с помощью собственных сырьевых запасов, а не создавать эффект "ресурсной зависимости". Сырье, добываемое внутри страны, должно обеспечить создание новых производств. Акцент на развитие отрасли более высокого передала позволит стране стать менее уязвимой к внешним рискам и укрепит экономическую безопасность.

По данным Правительства, сегодня в Казахстане обрабатывающая промышленность догнала по своим объемам добывающую промышленность и продолжает расти дальше. 
Для организации новых производств в обрабатывающей промышленности предусмотрены бюджетные средства в размере более 600 млрд тенге, включая льготное кредитование. По итогам 2023 года введены около 300 новых проектов в не сырьевых секторах на сумму порядка 1,6 трлн тенге: из них в обрабатывающей промышленности 170 проектов на сумму порядка 800 млрд тенге.

Именно машиностроение является драйвером модернизации обрабатывающего сектора, определяет конкурентное преимущество промышленности страны. К тому же обеспечивает устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, является основой развития технологического ядра промышленности. Мы совместно с Правительством реализуем ряд мер для модернизации отрасли, роста ее основных показателей, увеличению значимости вклада машиностроения в развитие всей обрабатывающей отрасли. Наша задача — создать кластеры высокого передела. 

Уникальность машиностроения в Казахстане заключается в ее многогранности. Отрасль охватывает 37 подотраслей. Среди них железнодорожное, сельскохозяйственное, энергетическое, нефтегазовое, горно-металлургическое, электротехническое, подъемно-транспортное машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность и др. Одно рабочее место в отрасли создает до 8 рабочих мест в смежных отраслях. В настоящее время в машиностроительной отрасли Казахстана действуют более 5410 предприятий, число занятых составляет более 120 тыс. человек. Именно продукция машиностроения является самой продаваемой в мире. 41% всего мирового экспорта составляет продукция машиностроения.

Сегодня машиностроительная отрасль обладает высоким мультипликативным эффектом, являясь сложным диверсифицированным сегментом промышленности, благоприятно влияет и на остальные сферы экономики в целом, способствует росту конкурентоспособности и усложнению экономики, техническому прогрессу и общему росту качества жизни населения. Мы работаем над производством не только комплектующих и запасных частей, но и производим конечные виды продукции. Это электровозы, тепловозы, грузовые, пассажирские вагоны, трактора, комбайны, автомобили, оборудование для нефтегазовой, горнорудной промышленности, энергетическое оборудование для ТЭЦ, ГРЭС и т.д.

В своем первом Послании в 2019 году Глава государства дал ряд поручений по поддержке отечественной обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения.
Для их выполнения Правительством принята Дорожная карта по развитию машиностроения на 2019-2024 годы, принят Закон "О промышленной политике", создан Фонд развития промышленности Казахстана. 

Кроме того, принят ряд мер для повышения конкурентоспособности машиностроения, в т.ч. и обеспечения доступным сырьем обрабатывающих предприятий.
Оказываемые меры господдержки машиностроительной отрасли способствовали досрочной реализации Дорожной карты по развитию машиностроения на 2019-2024 годы, которая разработана по поручению Президента. 

Дорожной картой поставлена цель: достичь объемов производства с 1 трлн тенге — до 2,6 трлн тенге к концу 2024 года. По итогам 2022 года объем производства составил 3,1 трлн тенге. То есть за последние 4 года объем продукции увеличился в 3 раза, объем ВДС (валовая добавленная стоимость) вырос в 2 раза и составил 1,5 трлн тенге, ИФО (индекс физического объема) увеличился в 1,9 раза. Задача выполнена досрочно. 

Добиться таких результатов удалось благодаря личной поддержке Главы государства. Цифры говорят сами за себя — в Казахстане есть все предпосылки для успешного развития отраслей высокого передела. Машиностроение тому подтверждение. Сейчас важно не сбавлять темпы, добиваться намеченных целей. В интервью Касым-Жомарт Токаев акцентировал, что удвоение объема национальной экономики к 2029 году является вполне достижимой целью. 

29 декабря 2022 года Президент поручил Правительству разработать Комплексный план развития машиностроения на 2024-2028 годы. Его обсудили в мае 2023 года на XI Форуме машиностроителей и с учетом мнения бизнеса 7 ноября 2023 года документ был утвержден Постановлением Правительства. Реализация Комплексного плана в значительной степени способствует достижению поставленной Президентом цели. 

План включает 79 мероприятий по 7 направлениям. Это обеспечение отечественных производителей исходными материалами по доступным ценам, обеспечение приоритетного и доступного финансирования, совершенствование налогового стимулирования отечественных производителей, обеспечение квалифицированными кадрами и развитие НИОКР, стимулирование сбыта машиностроительной продукции, совершенствование системы технического регулирования, реализация точечных мер поддержки для секторов отрасли.

Целевые индикаторы Комплексного плана заключаются в обеспечение роста объема производства в 4,5 раза и доведения номинального объема производства до 11,3 трлн тенге. Планируется рост валовой добавленной стоимости с 1,3 до 5,9 трлн тенге к 2028 году, ИФО не менее 10% в год, объема экспорта — в 3 раза, производительности труда в 1,9 раза, инвестиций в 1,5 раза.

Такой документ принят в стране впервые. Он имеет важное значение для дальнейшего развития не только машиностроительной отрасли, но и всей обрабатывающей промышленности. Мы приложим все усилия для успешной и своевременной реализации Комплексного плана.

Отечественное машиностроение продолжает динамично развиваться и показывает положительные результаты. Так, за 11 месяцев 2023 года ИФО составил 127%. Объем производства в отрасли машиностроения составил 3,6 трлн тенге. Объем инвестиций — 199 млрд тенге. Объем экспорта за 9 месяцев 2023 года составил $2,8 млрд. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 43%.

Президент в интервью особо подчеркнул, что благоприятные прогнозы по удвоению объемов экономики станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов. Это два основных направления: реализация крупных промышленных проектов и системных реформ. По первому направлению важен вопрос привлечения иностранных инвестиций. Масштабные инвестиции способны "разогнать" экономику и сформировать новые точки роста. Сегодня машиностроение входит в тройку лидеров по инвестиционной привлекательности. Количество совместных проектов с иностранными партнерами ежегодно увеличивается. В отрасли работают такие мировые компании, как General Electric, Alstom, Stadler, CLAAS, Siemens, KIA, Daewoo, Skoda и другие. Здесь Казахстан имеет необходимые предпосылки для реализации прорывных инвестиционных проектов. 

Что касается второго направления и системных реформ, то по мнению Главы государства, реформы закрепят новые "правила игры" для всей экономики. Здесь стоит упомянуть о разработке нового Налогового кодекса, призванного перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса. Важный момент в тезисах Президента: нужен баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня доходной части бюджета. То есть, преследуя цель по повышению доходной части бюджета и сохранения Национального фонда, не нужно забывать про отечественных предпринимателей, чья конкурентоспособность может пошатнуться. Союз машиностроителей Казахстана инициировал вопросы налоговых преференций для предприятий отечественного машиностроения в рамках нового Налогового кодекса. Это продление механизма уплаты НДС методом зачета на средства производства и отсрочка от уплаты НДС при импорте металлопродукции. Нужно подумать о выравнивании условий между отечественными предприятиями и инвесторами. В любом случае налоговые льготы в обрабатывающей промышленности способствуют созданию цепочки добавленной стоимости и дополнительных рабочих мест. 

Кроме того, по поручению Президента новые производства обрабатывающей промышленности будут освобождаться от налогов сроком до 3 лет. В целях реализации Закона РК "О промышленной политике" проводится работа по подготовке изменений в действующие законы по утверждению программ развития внутристрановой ценности, заключению офтейк-контрактов, обеспечению отечественными исходными материалами предприятий обрабатывающей промышленности. Эти нормы находятся на рассмотрении в Мажилисе. Надеемся, что Парламент поддержит разработанные законопроекты.

Глава государства также отметил, что сегодня ТЭЦ и ЖКХ страны находятся в критическом состоянии. Необходимо планомерно обновить сети, и здесь остро стоит вопрос привлечения инвестиций и развития собственного производства. Следует привязать меры государственной поддержки в области привлечения инвестиций к увеличению степени локализации производств. Для реконструкции и капитального ремонта новых энергопроизводящих предприятий крайне важно наладить в Казахстане производство газовых, угольных турбин, котлов и вспомогательного оборудования. Это сложные, высокотехнологичные и капиталоемкие проекты, но они заметно снизят зависимость от импорта и повысят технологический уровень экономики.

Сегодня в глобальной экономике набирает обороты технологическая гонка. Все это говорит о том, что человечество вступило в очередную эпоху беспрецедентных вызовов и кардинальных перемен. И в такой важный период у Казахстана имеются все возможности для мощного экономического рывка. Ускоренное развитие обрабатывающего сектора, в частности машиностроения, позволит стремительно перейти на новый экономический курс, объявленный Главой государства, и достичь цели по удвоению объема национальной экономики в течение ближайших 5 лет. Трансформация обрабатывающего сектора, так называемая промышленная революция — задача непростая, но необходимая для нашего государства. Этот этап индустриализации Казахстана кардинально изменит тенденции развития промышленной политики. Нам необходимо общими усилиями стремиться к реализации мер по увеличению объема выпуска отечественной конкурентоспособной продукции, строительству новых промышленных предприятий, модернизации действующих, а капиталоемкость и высокотехнологичность производства требует правильного стратегического планирования и, самое главное, эффективной реализации поставленных Главой государства задач. Необходимо сплотиться, объединить усилия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества. Только общими усилиями мы сможем построить страну с сильной экономикой. Союз машиностроителей приложит все силы для решения намеченных задач и реализации нового экономического курса.

Председатель правления союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев

Новости партнеров
×