Планируется увеличить ее долю в ВВП страны до 3%.
Результаты деятельности творческих умов – кино, музыка, IT-игры и так далее – называют креативной индустрией или “новой нефтью”, которая точно не закончится, пока есть талантливые люди. Однако Казахстан годами полагался на доход от добычи нефти, полезных ископаемых, сельского хозяйства и прочих исчерпаемых ресурсов. Результаты такой деятельности можно увидеть собственными глазами, взять в руки, взвесить. В то время как креативная индустрия, которую привычно называли культурной деятельностью, не была в приоритете. Почему эта отрасль в нашей стране все еще “не выстрелила” и когда она начнет приносить доход государству – в материале Liter.kz.
Вклад творческой отрасли всех стран в мировой ВВП составляет три процента. Зарубежный опыт показывает, что результат творческой деятельности граждан может стать локомотивом экономики. В ряде государств сделали серьезную ставку на развитие творческого сектора и получили впечатляющие результаты. В 2021 году доля креативной индустрии в ВВП Австралии составила 5,7%, Великобритании – 5,5%, США и Китая – 4,2%, Италии – 3,8%, Германии – 3,1%. Для сравнения – в Казахстане эта цифра не дотягивает и до одного процента.
Яркий пример того, как творчество и креатив могут стать передовой сферой экономики, продемонстрировала Южная Корея. Все началось с развития жанра корейской поп-музыки, которая получила невероятную популярность во всем мире. Правительство воспользовалось интересом мирового сообщества к своей культуре и в 2009 году создало агентство креативного контента КОССА. Это спецпроект, который отвечал за развитие творческой индустрии. Сюда были вовлечены несколько госструктур, курирующих науку, технологии, промышленную политику, управление малым и средним бизнесом, управление интеллектуальной собственностью. Дополнительно были сняты жесткие ограничения со стороны государства в области медиа, а кино переориентировали на вкусы европейской и американской аудитории, но при этом не теряя собственной изюминки.
К 2016 году Южная Корея экспортировала интеллектуальную продукцию в виде музыки, кино, дорам, различных IT-приложений на сумму более шести миллиардов долларов. Вклад креативной индустрии в ВВП страны составил целых 30%.
Также стоит отметить, что креативная индустрия явный конек США. Сейчас американцы занимают первое место по привлекательности среди звезд креативной индустрии. То есть, эту страну чаще всего выбирают местом жительства и работы творческие люди.
Штаты стали одними из лидеров в сфере моды, кино, музыки, звукозаписи, игр, литературы, PR и рекламы. Американские музыкальные звезды способны всколыхнуть экономику других стран только от своих турне. В этом году в мировые турне впервые за долгое время отправились поп-исполнительницы Бейонсе и Тейлор Свифт. И эксперты отметили, что в городах, где состоялись концерты, заметно пополнился бюджет.
Так, выступления Тейлор в рамках мирового турне The Eras Tour принесли экономике Лос-Анджелеса 320 миллионов долларов. Эксперты сообщают, что похожая картина складывается во всех городах, где певица дает свои концерты, и назвали такой эффект “свифтономика”. Дошло до того, что премьер-министр Канады Джастин Трюдом, президент Чили Габриель Борич и мэр Будапешта Гергель Карачонь попросили проложить маршрут турне через их страны.
Еще один интересный кейс продемонстрировала Новая Зеландия, где в 1999 году стартовали съемки кинотрилогии “Властелин колец”. Они принесли стране внушительные по тем временам два миллиона долларов и приток туристов. Поэтому правительство страны ввело даже должность министра по делам Средиземья.
Мы не хуже других
Казахстан не намерен отставать от мировой тенденции, благо творческих ресурсов в стране достаточно. Отечественные исполнители, юмористы заслужили популярность далеко за пределами страны. Но о плановом развитии креативного сектора именно в пределах Казахстана задумались относительно недавно. Поначалу эту сферу вообще не определяли как реальный сектор экономики, наряду с машиностроением, металлургией, агропромышленностью. А в 2021 году правительство утвердило Концепцию развития креативных индустрий до 2025 года. Творческий сектор был объявлен новым перспективным источником роста. Правда, перечень видов деятельности, которые относятся к креативной индустрии, определили почему-то так поздно – в июне 2023 года.
Фото: Pixabay.com
В список вошли 43 направления – это ювелирное дело, IT и разработка игр, культурное наследие, телевизионные программы, фотография и дизайн, архитектура и мода, музыка, кино и анимация, а также некоторые культурно-досуговые учреждения.
Таким образом, креативная индустрия стала сектором экономики, на который могут распространяться меры господдержки частного предпринимательства. Ержан Еркинбаев, бывший на тот момент вице-министром культуры и спорта, говорил, что конкретные меры господдержки будут представлены на рассмотрение правительства уже в этом году.
Министр национальной экономики Алибек Куантыров, выступая летом этого года на Международной форуме Астана, сообщил, что в креативных индустриях занято 95 тысяч человек, вклад отрасли в экономику Казахстана составил около 2,7%. Отмечается, что креативная индустрия развивается пока только в Астане, Алматы и Шымкенте. Министр считает, что нужно создать благоприятную среду и в других регионах.
Таким образом, системные и поступательные подходы по развитию креативных индустрий позволят достичь следующих целевых индикаторов: увеличение их вклада в ВВП до трех процентов, доли занятых до четырех процентов, доведение количества МСП в креативных индустриях до 80 тыс. единиц, а также рост экспорта продукции креативных индустрий на 200 миллионов долларов. В целом креативная индустрия положительно влияет на общественную жизнь, и нам нужно усилить работу в этом направлении, – отметил министр.
Развитие креативной индустрии стало одним из пунктов Послания народу Казахстана, озвученного главой государства 1 сентября текущего года. Президент отметил, что данная отрасль – движущая сила развития крупных городов, притягивающих талантливых, творческих людей. Интеллектуальная собственность – такое же имущество, как оборудование или технологии. Однако в стране, по его словам, данный сектор до сих пор не развит.
Вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает и до одного процента, а его доля в структуре занятости тоже крайне низка. При этом у нас есть целая плеяда соотечественников, благодаря своему таланту получивших признание даже на мировой арене, – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Он поручил создать центры креативной индустрии не только в городах, но и в каждом областном центре и разработать отдельный пакет мер поддержки “креативщиков”.
Системность и поддержка
Представители креативной индустрии рассказали Liter.kz, чего, по их мнению, не хватает отрасли для полноценного развития.
Фото: Pixabay.com
Председатель правления Государственного центра поддержки национального кино Курманбек Жумагали отметил, что в настоящий момент достойные проекты остаются без внимания и не приносят доход.
Если говорить о сфере кино, то фильмы в первую очередь должны зарабатывать. Но, к сожалению, есть примеры, когда творческая команда не знает, как продвигать, упаковывать и продавать фильмы после завершения съемочного процесса. У некоторых режиссеров нет видения, идти со своим фильмом на международные кинофестивали или выйти в широкий прокат. Поэтому после проведения питчинга этого года мы планируем организовать тренинги для кинематографистов, чтобы рассказать, какие инструменты можно использовать на местном уровне и как выйти на международный рынок, – говорит Курманбек Жумагали.
Кроме того, в августе текущего года Государственный центр поддержки национального кино провел встречи с владельцами и представителями кинотеатров, кинодистрибьюторами и кинопродюсерами.
Сейчас нам нужна единая стратегия развития на ближайшие годы. Единая, понятная и прозрачная система, по которой будет работать вся киноотрасль. Нам необходимо совершенствовать действующие правила и НПА, для этого мы сейчас активно проводим встречи с кинематографистами. До конца года мы планируем подписать меморандумы с кинотеатрами. В содержание документов обязательно включим вопросы поддержки кинематографистов. В целом представители бизнеса готовы максимально поддержать, оказать помощь и “идут на контакт”. Думаю, сейчас “креативщики” как никогда ощущают поддержку президента страны, – считает он.
Во всем цивилизованном мире все, что связано с искусством в любом его проявлении, является лицом государства, утверждает музыкальный продюсер Алуа Конарова.
Именно культуру, а не нефть и полезные ископаемые, нужно выдвигать вперед, так как она помогает стать стране узнаваемой на мировой арене. Я говорила об этом много лет, потому что раньше у нас относились к артистам с пренебрежением, отношение было как ко второму сорту, отдавая предпочтение заезжим звездам. И самобытным талантливым исполнителям было крайне сложно добиться признания. В результате некоторые артисты вынуждены были уезжать за рубеж, где добивались успеха, – рассказывает Алуа Конарова.
По ее словам, позитивные изменения в культурной сфере стали происходить всего год назад.
Стали набирать популярность альтернативная музыка и андеграундники. Крупные бренды, наконец, стали производить рекламу посредством наших артистов, степень доверия выросла. Еще десяток лет назад присутствие местных артистов в рекламе было почти невозможно. На мой взгляд, нынче по настоящему креативным и талантливым людям дали, наконец, возможность для самовыражения. И это здорово, потому что на одной консервативной, патриотической и “тойской” музыке далеко не уедешь. Надо развивать все стили, и рок, и этно, и рэп, и поп музыку, давно можно эклектировать стили, – поделилась мнением продюсер.
Она также выделила появление первого музыкального лейбла õzen, который собрала под своим крылом талантливых музыкантов и театр “Артишок”, показывающие модерновые постановки.
Надеюсь, благодаря этой тенденции “тойские” песни канут в лету. Мы, пожалуй, единственные в Казахстане, которые даже в трудные для музыкальной индустрии времена не начали делать “тойскую” музыку. Наблюдаю, что посредственная и дешевая музыка постепенно исчезает с эфиров, появилось большое количество фестивалей, опен-эйров, что не может не радовать, где музыканты выступают вживую. Фанера постепенно канет в Лету, – считает Алуа Конарова.
Не стоит забывать и тот факт, что креативный рынок меняется со скоростью света и важно успевать подстраиваться под изменения. В то же время продвижение музыки происходит хаотично, нет системности, добавил продюсер. В этом плане не хватает грамотного обучения, как продавать идеи и продвигать продукт.
Ощущается кадровый голод, но он сейчас наблюдается во всех отраслях. В госструктурах, взаимодействующих с творческой средой, должны быть люди с хорошим видением, на мой взгляд. Эти люди должны справедливо и беспристрастно помогать продвигаться по-настоящему талантливым людям, а не одним и тем же лицам. Аффилированость нужно исключить. Помимо этого, важно остановить тенденцию привлечения "любимцев" отдельных чиновников. По моему мнению, государству важно быть в тесной связке с культурой и всячески поддерживать и продвигать талантливых людей, чтобы о них знали за пределами нашей страны. У меня есть идеи, как продвинуть это на государственном уровне, нужна лишь поддержка, – резюмировала Алуа Конарова.
Согласно прогнозам экспертов, к 2024 году объем рынка креативных индустрий может достичь отметки триллиона долларов. И Казахстан намерен стать частью этой большой “махины”. После Послания Министерство национальной экономики разработало общенациональный план страны в рамках выполнения задач, поставленных президентом. Здесь же создан план практических мер, направленных на продвижение талантливых представителей новой культуры, и рассмотрена возможность создания Фонда поддержки креативной индустрии.
Эксперты неоднократно говорили о том, что люди креативной индустрии все чаще покидают страну и зарабатывают себе имя, статус в другом государстве, куда и утекают принесенные талантом средства. Поэтому в первую очередь господдержка сможет остановить утечку творческих кадров за рубеж. Безусловно, распространение креативной продукции за пределы страны повлечет за собой рост интереса к казахстанской культуре, что также положительно сказывается на экономике. Но пока этот выхлоп недостаточен для поднятия креативной индустрии хотя бы на средний уровень. А когда отрасль “креативщиков” начнет приносить ощутимый доход и подвинет нефтяную зависимость Казахстана, специалисты прогнозировать не берутся.