Новые возможности в сфере транспорта и логистики
Основной объем грузов по территории Казахстана перевозят по железной дороге. В условиях новых глобальных вызовов, одним из которых является пандемия КВИ, ключевой игрок транспортно-логистической системы страны - АО «НК «Қазақстан темір жолы» - сумел оперативно перейти на «новые рельсы». Мало того, нацкомпания намерена максимально эффективно использовать сложившиеся в отрасли тренды для развития транзитного потенциала страны. Это – основной вывод прошедшей в Алматы 24-ой международной выставки TransLogistica Kazakhstan, и проведенной в ее рамках III международной конференции «Рынок транспорта и логистики».
Отметим, что TransLogistica Kazakhstan является крупнейшей выставкой транспортно-логистических услуг и технологий в Центральной Азии, и второй по значимости и посещаемости в странах СНГ и Балтии после TransRussia.
Участие в форуме приняли 88 компаний из Казахстана, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Латвии, Литвы, России, Украины, Эстонии. 60% компаний – зарубежные, что свидетельствует о высоком интересе международного бизнеса к возможностям, которые открывает наша страна. О высоком статусе TransLogistica Kazakhstan-2021 говорит и приветственное слово Премьер–министра Аскара Мамина: «Казахстан, находясь в центре важных транспортных линий Евроазиатского материка, представляет собой транзитный мост и надежного партнера между Азией и Европой, о чем свидетельствует международный состав участников выставки и конференции. Уверен, что международная выставка Translogistica Kazakhstan 2021 внесет вклад в развитие транзитно-транспортного потенциала, дальнейшее укрепление долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений».
Участники обсудили состояние и перспективы развития отечественной транспортной отрасли. Это программа контейнеризации, информационные и цифровые технологии, строительство оптово-распределительных центров и инфраструктурные проекты в транспорте и логистике, совершенствование транзита и перевозок, включая не только железнодорожные, но и морские, воздушные, автомобильные.
Основным стало выступление председателя правления АО «НК «КТЖ» Нурлана Сауранбаева, рассказавшего о преимуществах железнодорожного транспорта и современных логистических трендах.
Рост железнодорожного транзита
Казахстан, находящийся в самом центре континента, выступает связующим звеном между Европой и Китаем, с перспективами выхода на Ближний Восток и регион ЮВА. По словам Нурлана Сауранбаева, за пять лет грузоперевозки по железнодорожному транспорту выросли в пять раз:
- В первую очередь, мировая глобализация обуславливает рынок и его потребности создавать все больший спрос на континентальный транзит. Так, Казахстан, находясь между двумя крупнейшими игроками в евразийском пространстве как Китай и Европа, должен пользоваться своим географическим преимуществом и наращивать транзитный потенциал. С 2016 года перевозки контейнеров на маршруте Китай-Европа через Казахстан выросли в 5 раз.
Это еще раз подчеркивает и даже усиливает стратегическую роль КТЖ в обеспечении экономического успеха страны. Транзитные грузовые перевозки, тем самым, уже становятся «локомотивом» национальной экономики. Каждый новый железнодорожный состав, мчащийся по территории РК, приносит в республиканский бюджет дополнительные поступления.
- Если в январе-апреле 2016 года минимальная спотовая ставка «Шанхай-Роттердам» составляла 772 доллара за 40-футовый контейнер, то, в октябре 2021 года она достигла 14 807 долларов, - заявил председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы».
Из-за пандемии возникли серьезные перебои в работе воздушного и морского транспорта (заторы в морских портах). Как следствие, рост стоимости морского фрахта придали железнодорожным перевозкам дополнительный импульс для увеличения доли рынка.
- В этот непростой для всех период железная дорога продемонстрировала грузовладельцам стабильность тарифов, надежность сроков доставки транзитных грузов. С прошлого года многие грузоотправители массово начали переходить к отправкам контейнерными поездами.
Согласно оценке международных консультантов, ранее потенциал контейнерных перевозок по трансевразийским сухопутным маршрутам составлял от 1 до 2,5 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в максимуме. Сейчас этот потенциал уже превышает отметку в 2,5 млн ДФЭ в минимуме. В текущем году мы планируем достичь объема контейнерных перевозок до 1 млн ДФЭ, - заявил Нурлан Сауранбаев.
Необходимо отметить, что на основном транзитном коридоре Китай-Европа-Китай сейчас оперирует совместное предприятие железнодорожных администраций Казахстана, России и Беларуси – ОТЛК ЕРА («Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс»). Ее акционеры приняли решение, что ставки на железнодорожные перевозки по этому маршруту будут максимально стабильными. На примере успешного опыта с ОТЛК, компания «КТЖ» выступила с инициативой создать совместное предприятие с железными дорогами Азербайджана и Грузии для развития Middle-коридор. А совместно с центральноазиатскими соседями проводится работа по развитию Южного коридора.
Низкий углеродный след
Для всех компаний мира все актуальнее становится соответствовать показателю «низкий уровень углеродного следа». Это особенно актуально в свете недавнего выступления Главы государства Касым-Жомарта Токаева на международной конференции «Пути достижения целей Парижского соглашения и углеродной нейтральности Казахстана». Президент сообщил о разработке Доктрины углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года, предусматривающей базовые подходы к низкоуглеродной трансформации экономики и промышленности.
– Уже сейчас очевидно, что достижение амбициозной цели Доктрины потребует системных усилий: модернизации топливно-энергетического комплекса, пересмотра индустриальной и агропромышленной политики, новых подходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и образе жизни людей, - отметил Глава государства.
И одним из преимуществ железнодорожных маршрутов как раз-таки является их экологичность и энергоэффективность. Этой темы Нурлан Сауранбаев на форуме коснулся отдельно.
- Многие клиенты при выборе вида транспорта все больше и больше внимания обращают на экологичность и уровень выброса углекислого газа в атмосферу. Уровень выбросов СО2 от железнодорожного транспорта в 8 раз меньше чем в судоходстве, в 9 раз ниже авиации и в 24 раз меньше, чем от грузового автотранспорта.
В рамках низкоуглеродной стратегии ЕС ключевая роль отводится именно развитию железнодорожного транспорта. По предложению Европейской комиссии, 2021 год объявлен годом железных дорог, так как железнодорожный транспорт, в отличие от других видов, неизменно снижает количество вредных выбросов, - отметил председатель правления компании «Қазақстан темір жолы».
Сейчас в мире разрабатываются магистральные и маневровые водородные локомотивы, маневровые локомотивы на газу, в США создали первый в мире грузовой локомотив на аккумуляторах. Казахстанская национальная компания обращает пристальное внимание на новинки промышленности.
- В настоящее время КТЖ ведет переговоры по приобретению двух локомотивов, работающих на аккумуляторных батареях. Если стандартный маневровый локомотив сжигает топлива на сумму около 150 тысяч долларов, то локомотив на аккумуляторных батареях потребляет электроэнергию на 20-30 тысяч долларов. Постепенная модернизация и обновление локомотивного парка направлена на повышение экологической безопасности, - подчеркнул Нурлан Сауранбаев.
Новые проекты КТЖ
Председатель правления компании «КТЖ» рассказал и о путях решения проблем, которые сложились из-за воздействия коронавируса на перевозки грузов в Китай. Пандемия внесла серьезные системные изменения в железнодорожное сообщение между Китаем-Казахстаном-Россией-Европой. Пятикратный рост объемов транзитных контейнерных перевозок дал нагрузку на инфраструктуру. Кроме того, наблюдается дисбаланс подвижного состава. Если со стороны Китая в Казахстан сдаются 95% вагонов с контейнерами, то, в обратном направлении доля вагонов с контейнерами составляет 44%.
Рост контейнеризации (еще один тренд) грузов в направлении КНР позволит решить вопросы сокращения дисбаланса вагонов. Для обеспечения пропускной способности КТЖ инициированы три ключевых инфраструктурных проекта.
- В текущем году началась модернизация железнодорожной линии Достык-Мойынты. Она включена в стратегический документ «Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» до 2025 года. Ее реализация позволит повысить скорость движения поездов до 1500 км/сутки и увеличить пропускную способность основного транзитного коридора Китай – Европа по территории Казахстана.
В 2022 году планируется приступить к строительству обводной линии вокруг Алматы. Проект позволит переключить транзитный грузопоток на новый кратчайший маршрут, повысить скорость движения и разгрузить станцию Алматы-1 до 40%.
Кроме того, для увеличения пропускной способности на границе с Узбекистаном будет возведена линия Дарбаза-Мактаарал. Она обеспечит возможность привлечения дополнительных объемов грузов в сообщении с Узбекистаном и снизит напряжение на действующем пограничном переходе Сарыагаш – Келес, - сказал Нурлан Сауранбаев.
Также на форуме выступили: заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина, руководитель группы транспортной политики воздушного и дорожного сообщения Министерства сообщения Литвы Владислав Кондратович, заместитель госсекретаря Министерства сообщений Латвии Улдис Рейманис, постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Жан-Франсуа Марто, генеральный директор «Глобалинк Транспортэйшн энд Лоджистикс Ворлдвайд» Сиддик Хан, председатель правления АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» Алексей Гром и многие другие.
Участники выразили уверенность, что продолжение совместной работы и дальнейшая реализация достигнутых договоренностей позволит эффективно и динамично развивать существующие проекты, а также создавать новые продукты и сервисы в сфере транспорта и логистики.
Талгат ИСЕНОВ, Нур-Султан