Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 502.83  545.37  5.95

Новые вызовы для ГМК

Почему важно перейти на второй этап реформирования в недропользовании.
 

20.03.2025, 10:19
Новые вызовы для ГМК
Фото: газета LITER

Глава государства в своем выступлении на расширенном заседании Правительства 28 января 2025 года отметил, что "реформа в сфере недропользования должна продолжаться несмотря ни на что. “Это принципиальная позиция, которой Правительству следует твердо придерживаться", передает Liter.kz.

Для представителей горно-металлургического комплекса "ГМК" это – ключевой посыл. Не отказываться от принципов, заложенных в 2017 году в правовую реформу недропользования, а идти дальше вперед, – об этом намерении они объявили на недавнем круглом столе, организованном профильным министерством. Почему для отрасли так важен переход на второй этап реформирования недропользования – в интервью заместителя исполнительного директора республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий "АГМП" Ербола Закариянова.
– Ербол Кызайбаевич, какую роль, на Ваш взгляд, сыграло принятие Кодекса о недрах в развитии сектора ГМК?
– С принятием в 2017 году Кодекса о недрах и недропользовании на основе западно-австралийской модели был сделан значимый шаг в горно-рудной индустрии. Кодексом внедрены лучшие международные практики в обеспечении прозрачных и понятных методов государственного регулирования отрасли, доступа к геологической информации, гармонизации национальных стандартов с мировыми.
Впервые был внедрен лицензионный режим предоставления права недропользования по принципу "первой заявки", при этом сохранены контракты на недропользование, полученные до введения кодекса в действие, с возможностью дальнейшего перехода на лицензии. Установлены четкие и исчерпывающие требования по получению лицензий, срокам действия, порядку проведения операций по недропользованию, отчетности и обязательствам недропользователя. Обеспечен переход на международную систему стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых семейства CRIRSCO. 
Считаю, что следует поддержать стремление Правительства к проведению дальнейшей реформы сектора ГМК. К слову сказать, дополнительный импульс кардинальным реформам в недропользовании, привлечению иностранных инвесторов в отрасль оказал помощник Президента РК по экономическим вопросам Канат Шарлапаев, будучи министром промышленности и строительства. 
Результаты проведенной законодательной реформы не замедлили сказаться на отрасли. Наша страна стала одной из самых привлекательных горно-рудных юрисдикций в СНГ, с точки зрения инвестиций, причем инвестиции в геологоразведку увеличились в 2,5 раза. Так, привлечен миллиард долларов за 2018–2023 годы против 400 миллионов долларов до реформы в 2012–2017 годах. За 2024 год по международным стандартам CRIRSCO открыто 68 месторождений "23 рудных". 
По поручению Главы государства запущена Единая платформа недропользования "minerals.e-qazyna.kz", на которой автоматизированы 22 государственные услуги, включая проведение электронных аукционов.
Все объекты недропользования, находящиеся в государственном фонде, отныне обязательно проходят прозрачный аукционный порядок привлечения инвесторов. Как было отмечено на прошедшей на днях коллегии Министерства промышленности и строительства, по итогам проведенных аукционов в 2024 году общая сумма поступлений в бюджет составила более 5,7 миллиарда тенге.
В целях усиления транспарентности и конкурентности с 2021 года территория доступности для геологоразведочных лицензий расширена на всю страну, кроме запретных территорий. 
Принятые законодательные и управленческие меры стали импульсом к началу масштабной геологоразведки, на сегодня выдано уже 3 000. При этом проведенная реформа повысила прозрачность получения лицензий, значительно снизив коррупционные риски.
Реформирование сферы недропользования способствовало приходу в Казахстан крупных мировых компаний в сфере геологоразведки. Так, в Казахстан пришли юниорные компании и мировые гиганты – Fortescue "Австралия", Barrick Gold "Канада", Rio Tinto "Великобритания – Австралия", BHP "Австралия", First Quantum Minerals "Канада" и др. Уже присутствовавший Rio Tinto и отечественные компании расширили площади поисков. Только десятью иностранными компаниями запланировано порядка 41 миллиарда тенге инвестиций в геологоразведку, что обеспечит исследование площадей более чем 25 тысяч квадратных километров. 
Согласно Кодексу о недрах и недропользовании, с 1 января 2024 года в Казахстане осуществлен полный переход на стандарты международной отчетности KAZRC "CRIRSCO" по твердым полезным ископаемым, что играет важную роль в увеличении притока инвестиций в геологическую и горнодобывающую отрасли Казахстана. 
– Почему назрел вопрос перехода на новый этап реформ в недропользовании? Какие изменения ждут своего часа?
– Мы убеждены, что необходимо продолжать совершенствование правовой базы для привлечения инвестиций не только в геологоразведку, но и в целом в горно-металлургическую отрасль, увеличение глубокой переработки добываемого минерального сырья. В продолжении начатой реформы заинтересованы не только иностранные, но и прежде всего отечественные инвесторы. Тем более ситуация в секторе ГМК в последнее время усложнилась.
На сегодня не все задачи, определенные кодексом в 2017 году, решены. Скажем, не введен роялти – этот налог призван стимулировать глубокую переработку ресурсов и особенно важен в отношении новых контрактов. Часть предприятий не отказалась от ГКЗ и не перешла на CRIRSCO.
Крайне важно продолжить курс, заданный Президентом РК и направленный на логическое завершение проводимых реформ в сфере недропользования и принятие мер по обеспечению транспарентности предоставления прав на недропользование, повышению привлекательности сферы для иностранных и отечественных инвесторов, внесению соответствующих законодательных норм, в том числе регулирующих функционирование Единой платформы недропользования. Для исполнения этих поручений необходимо привести в соответствие законодательную базу.
Также необходима правовая основа для выполнения задач, поставленных в Послании Главы государства "Экономический курс Справедливого Казахстана" от 1 сентября 2023 года, по сокращению в два раза сроков и процедур согласования проектов путем внедрения комплексной государственной экспертизы и полной цифровизации процесса.
На сегодня в Министерстве промышленности и строительства в работе находятся более 60 поправок в Кодекс о недрах, в том числе коррективы, предлагаемые АГМП и предприятиями отрасли, входящими в ассоциацию. АГМП выступила с предложением обновить и активизировать созданную при МПС рабочую группу по поправкам в Кодекс о недрах, в которую вошли представители госорганов, НПП "Атамекен", бизнес-сообщества и отраслевых ассоциаций, в том числе Казахстанской горно-рудной палаты, Ассоциации KAZRC и других, с привлечением к ней отечественных и иностранных консультантов, экспертов. Важнейшей составляющей нашей работы считаем взаимодействие с депутатами Парламента. В результате совместной работы мы вносим определенные коррективы, находим компромиссные решения. Ожидается, что в сентябре Правительство внесет отработанные поправки в Кодекс о недрах на рассмотрение в Парламент.
Мы полагаем, что нужно консолидировать все силы в отрасли, чтобы придать новый импульс привлечению инвестиций и расширению объемов производства. А увеличение объемов производства приведет к созданию рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет.
– Какие поправки предлагается внести в Кодекс о недрах?
– Во-первых, в ходе обсуждения вносятся предложения об усилении принципа комплексного использования недр при добыче твердых полезных ископаемых. Мы согласны, что он справедлив. Однако этот принцип уже заложен в Кодексе о недрах. Более того, и стандарты CRIRSCO предусматривают: все, что может быть рентабельно извлечено и имеет промышленную значимость, должно быть оценено и учтено. Считаем, что этот принцип должен обеспечиваться не ужесточением регуляторных мер, а развитием цифровизации, искусственного интеллекта. Как раз для автоматизации процессов и предусмотрена Единая платформа недропользования. Большую роль играет внедрение отечественных передовых технологий, позволяющих в том числе извлекать попутные полезные ископаемые, редкоземельные металлы, осваивать низкорентабельные месторождения, с привлечением научных организаций перерабатывать техногенные минеральные образования, утилизировать накопившиеся огромные объемы вскрышных и вмещающих пород для их дальнейшего использования в сферах строительства автомобильных и железных дорог, выпуска новых материалов строительной индустрии и так далее.
Во-вторых, при разработке Кодекса о недрах некоторые вопросы, связанные с Водным, Земельным кодексами, не были достаточно проработаны, что позже сказалось на правоприменительной практике. Мы предлагаем отказаться от тотальных запретов, предлагаемых в решении водных и земельных вопросов и подходить к ним комплексно, находить оптимальные решения совместно с республиканскими и местными исполнительными органами, не нанося ущерб природе от предпринимательской деятельности, но с учетом того, что недропользователь идет на риск, несет огромные затраты, и должен эти расходы оправдать. 
К примеру, если мы не примем дифференцированный подход к водным объектам и операциям по недропользованию, то возникнет опасность остановки ряда производств в отрасли ГМК, освоения новых месторождений и утраты рабочих мест. Скажем, есть проблема, касающаяся продления контрактов на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых "ОПИ". Согласно законодательству, запрещается проведение операций по недропользованию на территории водного фонда. Однако ОПИ, намываемые волноприбойными волнами береговой линии, геологически расположены только в поймах водных объектов.
Нередко возникают земельные споры. К примеру, неожиданно выясняется, что на участке земли, где предполагается начать добычу, кто-то уже работает или она принадлежит кому-то из аграриев, находится в аренде другим лицам. Зачастую землепользователи выдвигают по спорным участкам необоснованно высокие суммы ущерба. 
С развитием цифровизации в отрасли будет оставаться все меньше лазеек для коррупции. Поэтому отпадет необходимость в чрезмерном администрировании, регулировании со стороны государства. Если недропользователь допустит нарушение, то по отчетности на ЕПН можно будет это четко отследить.
В-третьих, много копий ломается вокруг использования 1% средств, направляемых недропользователями на финансирование НИОКР. Мы уверены, что эти средства не должны быть централизованы, они необходимы недропользователям для развития собственных разработок, внедрения новейших технологий на действующих предприятиях, получения продукции с высокой добавленной стоимостью, исследований в области экологии, охраны труда, обеспечения безопасного ведения работ, энергосбережения в рамках производственной деятельности. Научные работы должны отвечать реальным потребностям производства, помогать оперативно решать прикладные производственные задачи. 
В-четвертых, кодекс, на наш взгляд, должен предусматривать нормы, стимулирующие инвесторов к внедрению передовых технологических достижений для глубокой переработки сырья.
Только последовательное проведение реформ обеспечит устойчивое развитие ГМК, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность отрасли.

Рысты Алибекова
 

Новости партнеров
×