Новый Налоговый кодекс усложняет действующую налоговую политику в Казахстане
Адиль Жубанов предложил меры по оптимизации налоговой системы.

В ходе заседания Мажилиса член фракции AMANAT Адиль Жубанов раскритиковал новый Налоговый кодекс, предлагаемый правительством, передает Liter.kz.
По его словам, действующая налоговая система из-за своей сложности нередко приводит к непреднамеренным ошибкам при расчете налогов, а администрирование такой сложной системы требует значительных кадровых ресурсов.
“Новый Налоговый кодекс, предлагаемый правительством, еще более усложняет и регламентирует действующую налоговую политику. В Казахстане существует множество налоговых режимов, включая специальные налоговые режимы, налоговые льготы, СЭЗ, СРП и другие виды. Эти режимы создают условия для уклонения от уплаты налогов, таких как дробление бизнеса, нелегальное обналичивание денежных средств, выписка фиктивных счетов-фактур и создание схем. Проблема отмывания денег и теневой экономики остается серьезной угрозой экономической стабильности страны. С 2017 по 2021 год в Казахстане было обналичено более 10 триллионов тенге. В 2021 году Казахстан занял 141-е место из 245 в рейтинге стран по борьбе с отмыванием денег. По оценкам экспертов Global Financial Integrity, ежегодно из Казахстана выводится до 16 миллиардов долларов США. Доля теневой экономики в Казахстане составляет 30% от ВВП. Эти данные свидетельствуют о масштабе проблемы и необходимости принятия срочных мер по борьбе с отмыванием денег и теневой экономикой. В качестве примера успешной налоговой реформы можно привести Аргентину, опыт которой может быть полезен для нас в борьбе с отмыванием денег и теневой экономикой. Аргентина в 2024 году достигла профицита бюджета. Это стало возможным благодаря комплексу мер, направленных на повышение эффективности управления государственными финансами и создание благоприятных условий для развития предпринимательства”, – заявил Адиль Жубанов.
Депутат предложил рассмотреть следующие меры по оптимизации налоговой системы Казахстана:
1. Внедрить альтернативную систему налогообложения, направленную на упрощение налоговой нагрузки и улучшение бизнес-климата в стране. Ввести в пилотном режиме “налог с оборота”, аналогично упрощенному режиму, с привязкой ставки к коэффициенту налоговой нагрузки по отраслям.
2. Усилить контроль за уплатой налогов. Ввести механизм, в соответствии с которым банки второго уровня будут удерживать и перечислять налог от каждой сделки непосредственно у источника выплаты, а также отменить все льготы и преференции. Данный режим не будет распространяться на предприятия, работающие по соглашениям о разделе продукции, а также на операции по внешнеэкономической деятельности. Реализация данной инициативы позволит упростить бухгалтерскую и налоговую отчетность. Также исключает возможность неуплаты налога и минимизирует человеческий фактор в администрировании.
По его словам, это решит вопросы искусственного дробления бизнеса, значительного увеличения и улучшение прогнозирования поступлений в бюджет.