Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Новый статус электросамокатов в Казахстане: как он отразится на кикшеринге?

Депутаты проголосовали за поправки в закон.

Новый статус электросамокатов в Казахстане: как он отразится на кикшеринге?

Бурные дискуссии не утихают вокруг электросамокатов. Пока одни люди рассекают на них вдоль улиц, пешеходных тротуаров, другие успевают только от них уворачиваться. При этом спрос на экологичный вид транспорта только растет. Как изменится жизнь любителей скорости и что думают об этом горожане, читайте в материале Liter.kz.

Фото взято с pixabay.com

“Поправки в закон ради безопасности людей”

В 2022 году был принят технический стандарт, основываясь на котором, в законопроект вошло определение электросамоката. Депутат Екатерина Смышляева на пленарном заседании Мажилиса озвучила основные изменения в сфере экологичного транспорта.

В части езды на тротуарах разрешена скорость до шести километров в час, а чтобы превысить ее до разрешенной 25 км/час, необходимо выехать на проезжую часть. При этом движение допустимо по крайней правой полосе, включая автобусную. Но здесь потребуются не только водительские права любой категории. Возраст водителя самоката должен достигать 18 лет и обязательное условие – наличие шлема и в темное время суток использовать светоотражающие элементы одежды.

Мы пробовали ехать на самокате шесть километров в час – это вполне комфортная и безопасная скорость. И да, самокат не падает и не шатается при такой скорости. Зато дает возможность водителю электросамоката вовремя остановиться. Защищая электросамокаты, авторы некоторых статей приводят статистику аварий. Так вот эта статистика абсолютно не корректна, так как авария с участием электросамоката фиксируется только на дороге с участием автотранспорта. Со слов травматологов, только с начала сезона ежедневно в травмпункт Астаны обращаются четыре – пять человек с травмами от электросамоката, – сказала депутат Мажилиса Юлия Кучинская.

Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие устройства с аналогичными характеристиками позиционируются в мире как перспективный вид транспорта для решения проблем с пробками, парковками, а также загрязнением воздуха в мегаполисах.

Но проблема в том, что не все транспортные средства соблюдают скоростной режим как на тротуарах, так и в пешеходных зонах. По словам депутата Мажилиса Сергея Пономарева, с приходом теплых дней в приемные партии AMANAT часто поступают обращения граждан с просьбой навести порядок в движении электросамокатов.

Наша фракция осознает важность экологичного вида транспорта, особенно в Алматы. Мы понимаем, что 50-60 тысяч поездок, которые совершаются на самокатах каждый день сегодня, такие цифры нам озвучили представители шеринговых компаний, значительно снимают нагрузку на загазованность, пробки, пользование такси в южной столице. Мы предложили первые шаги в регулировании движения этих транспортных средств, инициировав соответствующий законопроект. Безопасность пешеходов, людей, которые идут по тротуару, у нас на первом месте, – сказал депутат.

Найти решение непросто. Как отметил Сергей Пономарев, полный запрет выезда электросамокатов на тротуары – выгоняет в том числе неопытных водителей на проезжую часть. Запрет движения по дорогам лишает возможности передвигаться с деловой целью. Разрешение езды по тротуарам при росте количества техники не оставит места пешеходам.

В предложенном законопроекте мы нашли правовой компромисс. Но это временная мера. Мы хотим и будем развивать новый транспорт, поэтому нужно немедленно пересмотреть отношение к созданию для него инфраструктуры. Без нее в самое ближайшее время нам придется прибегнуть к усилению регулирования и в конечном итоге полному запрету электросамокатов и других новых средств мобильности. А они будут появляться каждый день, – добавил Пономарев.

Фото взято с pixabay.com

Что говорят владельцы арендных электросамокатов?

Любителей такого вида транспорта можно чаще встретить в Астане, Алматы и Шымкенте. А с 2021 года в этих городах функционируют сервисы по прокату электросамокатов.

Основатель казахстанского стартапа арендных самокатов JET Мусалав Алибеков увидел не только преимущества от изменений, которые внес Мажилис.

Выделение электросамоката как транспорта – это положительный момент. Есть также важные поправки, которые мы и так у себя транслировали: запрет езды вдвоем, необходимость спешивания на тротуарах. При этом считаем, что часть требований слишком строгая, – отметил Мусалав Алибеков.

Ограничение скорости в шесть километров в час – не компромиссное решение, считает спикер, а скрытый запрет на использование самоката как транспорта, которым он является.

На тротуарах должен быть безусловный приоритет у пешехода, и при приближении к нему скорость электросамоката должна быть снижение. Но зачем вводить такое ограничение, когда людей нет. Это непонятно, и такого не наблюдается в других странах, – сказал Мусалав Алибеков.

По его словам, конструкция самоката отличается от велосипеда тем, что его колеса намного меньше, и если человек въехал, к примеру, в маленькую ямку, на камень, то появляется высокий шанс упасть или на время потерять управление.

Еще более удивительное решение: требование водительских прав любой категории на выезд на проезжую часть и обязательный атрибут – велосипедный шлем. Как эти вещи помогут, если, допустим, упал под колеса автобуса, мне не очень понятно. А шлем, кстати, вообще не предназначен для столкновения с авто. Его основная функция – защита головы при спортивных травмах, таких как завалы велосипедистов. Он явно не предназначен для столкновения с авто, – подчеркнул он.

Мусалав Алибеков понимает, что это новый вид транспорта и нужно время, чтобы все к нему привыкли, научились правильно себя вести. Но это должны быть планомерные шаги, а не кидание из стороны в сторону.

Кстати, мопедам права не нужны, но при этом они ездят только по проезжей части – это вообще непонятно почему. Мы сами предлагали ограничить скорость всех шеринговых самокатов еще на пять километров и оставить везде 20 км/ч, снизить максимальную скорость на тротуарах до 15 км/ч, а в скверах, парках, на набережных, пешеходных улицах, улицах с большим пешим трафиком – до щести километров. Да и мы против езды на проезжей части, – сказал спикер.

При этом основатель стартапа отметил, что есть риск роста цен на пользование электросамокатами. В дальнейшем ценообразование будет зависеть от того, насколько востребованным останется самокат как транспорт.

В целом стараемся держать цену ниже, чем конкуренты. Если исполнение закона потребует больших расходов с нашей стороны, расценки могут увеличиться, но будем стараться этого не допустить, – заверил Мусалав Алибеков.

Фото взято с pixabay.com

Что думают о поправках астанчане?

Мы решили спросить у самих жителей столицы, как они отнеслись к таким правилам езды на электросамокатах. К примеру, астанчанин Азамат Устемиров, любитель велопрогулок и такой же участник движения, полностью поддерживает поправки в закон.

Электросамокаты часто создают аварийные ситуации с велосипедами. Их маневрирование, перестраивание – трудно предугадать, так как никаких знаков, хотя бы рукой, они не делают. Многие из них не знают элементарных правил дорожного движения, – сказал Азамат.

Любителей скорости и экологичного транспорта можно встретить не только на улицах города, но в парках и скверах.

По моему мнению, электросамокаты – опасный вид транспорта. С них очень много людей падают, травмируются, и причем никто не несет ответственности: ни компания, занимающаяся арендой, ни сам человек. Поэтому если людей на самокатах обяжут иметь водительские права, то я только за. Живу рядом с Ботаническим садом, выхожу с детьми и сталкиваюсь с тем, что управляющие самокатами не соблюдают скоростной режим. Это все-таки парк, а не специальное место для любителей скорости. Даже на велосипедах так не рассекают, как на электросамокатах, – сказала Сабина Сабырбекова.   

По информации Комитета административной полиции МВД РК, с начала текущего года с участием электросамокатов допущено одно происшествие в Алматы. За прошлый год в стране зарегистрирован 41 случай, в котором один человек погиб и 40 получили травмы.

На стадии обсуждения в Мажилисе остаются вопросы регистрации электросамокатов: как и кто будет следить за нарушениями самокатчиков, пока под вопросом. О дополнительных поправках и изменениях узнаем на втором этапе.

Новости партнеров
×