Фото: Сенат Парламента РК
Эффективность мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в рамках реализации Послания Главы государства «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» стала темой интервью с депутатом Сената Парламента РК, членом Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Ляззат РЫСБЕКОВОЙ.
– Ляззат Туякбаевна, как Вы оцениваете состояние дел в сфере малого и среднего бизнесе, с какими ключевыми проблемами сталкивается система предоставления государственной поддержки бизнесу?
– Малое и среднее предпринимательство является движущей силой развития экономики и рынка труда. Создание благоприятных правовых и экономических условий для реализации предпринимательской инициативы возможно, в первую очередь, через государственную поддержку, направленную на стимулирование развития частного предпринимательства.
Этот сегмент экономики последовательно наращивает свой вклад в развитие страны. По данным Бюро национальной статистики на 1 октября 2024 года, количество действующих субъектов составило
2 миллиона 51 тысячу. Отмечу, что в общем количестве субъектов только 0,1% относятся к среднему предпринимательству.
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны по итогам третьего квартала 2024 года достигла 39,3%. При этом 32,2% составляет доля малого предпринимательства, 7,1% – среднего предпринимательства. Стоит подчеркнуть, что наибольшая доля количества субъектов (35,8%), численности занятых и выпуска продукции МСБ все еще преобладает в оптовой и розничной торговле. Эта тенденция продолжается на протяжении последних лет.
Депутаты нашего комитета на постоянной основе обсуждают текущее состояние и проблемные вопросы развития МСБ с заинтересованными государственными органами и бизнес-сообществом. Я бы хотела более детально остановиться на вопросах эффективности мер государственной поддержки бизнеса.
Главой государства поставлена задача: провести оценку эффективности мер оказываемой на сегодня господдержки и по ее результатам сформировать Единый реестр, понятный и доступный для всех субъектов бизнеса.
По информации Министерства нацэкономики, в настоящее время действуют порядка 106 мер государственной поддержки, в том числе 62 финансовых и 44 нефинансовых. Администрированием данных мер занимаются 9 центральных государственных органов и 29 операторов. Получателями господдержки являются порядка 60 категорий получателей. Уже исходя из этой информации, складывается мнение, что система предоставления поддержки бизнесу излишне разветвленная и усложненная.
Хотела бы остановиться на следующих ключевых моментах. Первый – отсутствие межведомственной координации. Каждый госорган в рамках своей компетенции оказывает господдержку бизнесу, однако общая координация в данном вопросе отсутствует. Никакой из госорганов не владеет полной информацией о механизме и условиях предоставления мер господдержки. Разобщенная информация из различных источников затрудняет проведение оценки их эффектности.
В этой связи считаем, что необходимо определить Министерство национальной экономики, как профильный госорган, ответственным за межведомственную координацию. Вся информация касательно оказания государственной поддержки бизнесу должна сосредоточиться в едином центре, который впоследствии будет осуществлять мониторинг, анализ, оценку их эффективности. И на этой основе Правительством должны приниматься взвешенные решения о целесообразности оказания тех или иных мер поддержки.
– Плохая координация, очевидно, вызывает ряд проблем. Какие, на Ваш взгляд, необходимо предпринять меры?
– Да, отсутствие координации порождает следующую проблему – распыление финансовых средств. Ввиду жесткого лимита финансовых средств необходимо принять меры по сбалансированному использованию бюджетных средств, концентрируясь на поддержке приоритетных направлений.
Так, в настоящее время меры господдержки предусмотрены для субъектов внутренней торговли посредством субсидирования части ставки вознаграждения, а также гарантирования недостающего залогового обеспечения по кредитам. Условия предоставления определяются Министерством торговли и интеграции, и на 2025 год на эти цели запланировано 5,3 миллиарда тенге.
Возникают вопросы о целесообразности оказания поддержки субъектам торговли, занимающимся перепродажей. В торговле существует жесткая конкуренция, и на место убыточных субъектов торговли всегда придут новые, более успешные. В этой связи финансовая поддержка торговых сетей, на наш взгляд, очень сомнительна и нецелесообразна.
Зачастую отраслевые министерства, ввиду отсутствия единой политики и координации, самостоятельно, на основе приказа министра, определяют условия предоставления мер господдержки, категории получателей и так далее.
Единая политика в сфере развития МСБ, включая меры господдержки, должна определяться Министерством национальной экономики. Меры господдержки должны быть дифференцированы по уровню технологической сложности производств и категориям бизнеса. Приоритет должен отдаваться субъектам обрабатывающей промышленности, в целом предприятиям, выпускающим продукцию высокого передела.
– Следующий блок вопросов касается проведения коренного пересмотра подходов и механизмов государственной поддержки. Что Вы предлагаете в этой связи?
– Для этого в первую очередь необходимо провести анализ и оценку эффективности действующих мер господдержки. Мы еще в 2023 году, в рамках Правительственного часа поднимали вопрос о необходимости проведения всестороннего анализа государственного стимулирования отечественного предпринимательства. На сегодня проведена оценка только нефинансовых мер поддержки.
Оценка эффективности финансовых мер господдержки субъектов предпринимательства до сих пор не проведена. Соответствующая методика утверждена только в декабре прошлого года (приказ МНЭ от 3 декабря 2024 года № 106).
Полагаем, необходимо провести оценку не только мер господдержки, но и анализ, оценку реализации всех действовавших программ (нацпроектов) поддержки МСБ. Так как остается неясным, какой реальный результат мы получили от реализации этих многочисленных программ.
По итогам оценки должен быть сформирован Единый реестр мер государственной поддержки, который будет включать только те меры, которые покажут достаточную эффективность.
Отмечу, что задача государства не должна сводиться к бесконечной бюджетной поддержке частного предпринимательства любой ценой.
– Здесь нужен определенный баланс...
– Да. Господдержка может иметь последствия и негативного характера, включая иждивенческие настроения среди представителей бизнеса, снижение мотивации по улучшению своей деятельности в условиях конкурентного рынка. Поэтому Правительству необходимо соблюдать баланс финансовых и нефинансовых мер на основе постоянного мониторинга и анализа.
Также хотела отметить, что ежегодный рост количества субъектов МСБ связан, в первую очередь, с дроблением бизнеса, а не с созданием благоприятных условий и эффективными мерами господдержки, то есть это – искусственный рост.
Поставленная Президентом задача по увеличению доли среднего бизнеса до сих пор не решена, хотя прошло достаточное время. До сих пор не предложены реальные механизмы и стимулы для укрупнения малого бизнеса и перехода его в категорию среднего. Стоит отметить, что для среднего бизнеса в нашей стране практически отсутствуют меры господдержки.
При этом конкурентоспособность бизнеса определяется именно степенью эффективности его поддержки. Вместе с тем стоит признать, что ориентированность на массовые бюджетные вливания не принесла должного эффекта. Поэтому важно принять оперативные меры по трансформации системы государственной поддержки МСБ.