Под влиянием пропаганды, особенно внешней, у детей может сформироваться искаженное представление о политических событиях.
В современном мире, где информация распространяется мгновенно и всесторонне, дети оказываются вовлеченными в обсуждение различных аспектов взрослой жизни, включая политику. Однако является ли это благом или вредом для их развития? Вопрос о том, следует ли родителям и педагогам обсуждать с детьми политические темы, вызывает много споров среди экспертов. С одной стороны, знание о политических процессах может способствовать развитию критического мышления и формированию гражданской позиции. С другой – некоторые считают, что слишком раннее знакомство с политикой может негативно сказаться на психическом здоровье детей и привести к излишнему стрессу. Нужно ли говорить с детьми о политике, разбирался Liter.kz.
В современном обществе обсуждение политических вопросов стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Политика влияет на то, как мы живем сейчас и как будут жить наши дети в будущем. В Казахстане все чаще можно наблюдать, как даже дети увлеченно говорят о геополитической ситуации в мире, пишут письма президенту Токаеву и обращаются к властям с просьбой решить проблемы их населенного пункта, к примеру, дорог.
Эти события вызывают важный вопрос: стоит ли вовлекать детей в политику, и если да, то как это сделать правильно? Чтобы разобраться в этой теме, мы решили обратиться к политологу и узнать его мнение. Нас интересует, почему важно говорить с детьми о политике, какие преимущества и риски существуют в этом процессе и в каком возрасте лучше начинать такие беседы. Также мы хотим понять, как политическая осведомленность может помочь детям в их будущем развитии и принятии жизненно важных решений.
Экономический обозреватель, автор Telegram-канала “Масонская ложа” Юрий Масанов в беседе с корреспондентом Liter.kz подтвердил, что действительно в современном мире дети с малого возраста уже получают информацию о политических процессах и внутри страны, и в мире. По его мнению, информация поступает к ним естественным образом в большом объеме через телевидение, интернет и другие источники.
Между тем эксперт отмечает, что под влиянием пропаганды, особенно внешней, у детей может сформироваться искаженное представление о сути и причинах тех или иных событий, неверные оценки происходящего.
“В этой связи важную роль играют в первую очередь родители и система образования, которые должны, с одной стороны, объяснять происходящее, а с другой – обучать инструментам для критической оценки этого происходящего, которые понадобятся детям в будущем. Понятное дело, что некоторым родителям сложно объяснить, почему началась та или иная война, или почему одна страна хочет навредить другой. Или же почему тот же самый Бишимбаев (экс-министр нацэкономики - прим.ред.), весь такой прекрасный по его собственным же рассказам, оказался на скамье подсудимых. Но делать это нужно, потому что не сделают это родители или школа – этим займутся авторы контента из социальных сетей, цели и источники которых совсем непредсказуемы и могут быть вредны”, – заметил Юрий Масанов.
Поэтому родителям, по его мнению, нужно быть готовыми к объяснению каких-либо политических вопросов своим детям. В информационную эпоху это неизбежно.
С другой стороны, обозреватель говорит о важности учить детей инструментам для критической оценки происходящего в политике и в жизни в целом. Здесь могут помочь, конечно, элементы критического мышления, изучение истории и права, общественных процессов.
“Все это в школьной программе уже есть, но, на мой взгляд, должно быть усилено. Подобные предметы должны давать не только энциклопедические знания по типу запоминания дат и персоналий, а рассказывать именно о сути процессов. Именно так дети научатся на опыте прошлого смотреть на настоящее. Ничего нового в политике за сотни лет не придумано, все повторяется – просто в другом антураже. Если подытожить это все, то я считаю, что да, с детьми нужно говорить о политике. Не вовлекать в нее, а именно объяснять, чтобы у них формировалось правильное понимание того, как устроен и работает мир. Это во многом поможет им в будущем”, – отметил эксперт.
Политолог Ербол Казистаев считает, что если говорить о детях от пяти до 14 лет, то их в первую очередь нужно учить социальный ответственности.
“Показать, что мусор выбрасывать на улице плохо, нужно помогать нуждающимся, делиться с ними, что драться и оскорблять людей нельзя и так далее. То есть с ними нужно говорить о простых вещах, которые им будут понятны и дадут им некую базу для развития социально ответственного человека. Обсуждать различные политические события в Казахстане и в мире стоит уже со старшеклассниками”, – высказал свое мнение политолог.
По его мнению, маленькие дети должны оставаться в первую очередь детьми. Если с ними говорить об этих сложных вещах, то они их просто не поймут в полной мере, к тому же это не совсем им будет интересно. Однако если такая необходимость возникает, то Казистаев советует доносить информацию детям через детские мультфильмы и телепередачи, где им понятным языком объясняют простые и важные вещи. В остальном все зависит от подхода родителей.