Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 498.34  519.72  4.85

О борьбе с коррупцией и штрафах для госслужащих высказался депутат

Сейчас перед нами стоит задача по воплощению антикоррупционной политики в Справедливом Казахстане - Мади Елюбаев. 

21.11.2022, 17:24
О борьбе с коррупцией и штрафах для госслужащих высказался депутат

Для безопасности страны коррупция несет серьезные угрозы, поэтому борются с ней всеми возможными способами и средствами. По поручению Президента страны Касым-Жомарта Токаева уже приняты важные законодательные меры по усилению противодействия этому злу. Но эта работа не стоит на месте. В рамках антикоррупционной политики сейчас в Парламенте в работе находится законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия коррупции”, согласно которому госслужащие, у которых будут выявлены значительные расхождения между доходами и расходами, в скором времени будут платить большие штрафы или вовсе лишаться работы. Об этом корреспонденту газеты “Литер” рассказал депутат, член фракции партии AMANAT в Мажилисе Мади Елюбаев, передает Liter.kz

– Мади Сагинтаевич, какие меры для усиления борьбы с коррупцией приняты за последние годы?

– Борьба с коррупцией в стране идет на планомерной основе. По поручению Главы государства в 2019 и 2020 годах приняты поправки, направленные на усиление противодействия коррупции. В настоящее время введен институт персональной ответственности за коррупцию, восстановлена антикоррупционная экспертиза проектов законов, ужесточена ответственность за совершение коррупционных преступлений, усилены антикоррупционные ограничения.

Сейчас перед нами стоит задача по воплощению антикоррупционной политики в Справедливом Казахстане. Поэтому в Мажилисе в Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе находится очень важный законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия коррупции”, который готовится к принятию во втором чтении. Разработчиком является Агентство по борьбе с коррупцией. В этом документе представлен пакет поправок в 11 законодательных актов, в том числе в три кодекса и в восемь законов.

– Что главное в этих поправках?

– Одним из важных моментов в законопроекте является то, что вводится контроль за соответствием расходов госслужащих и приравненных к ним лиц, занимающих руководящие должности в квазигосударственном секторе, а также депутатов Парламента РК. При этом устанавливается ответственность за необоснованное обогащение. Это одна из ключевых новелл, которая не только ощутимо минимизирует коррупцию в госаппарате, но и в определенной мере направлена на подрыв самой ее основы, так как теряется смысл самого обогащения в случае, если на полученные незаконным путем средства невозможно ничего приобрести. Между прочим, этот институт предусмотрен Конвенцией ООН против коррупции, которую Казахстан ратифицировал еще в 2008 году.

Также поправки направлены на формирование системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, позволяющие защитить их в трудовых правоотношениях, до этого в Казахстане существовали меры по защите осведомителей только в рамках уголовного процесса.

Еще один блок поправок из общеуголовной подсудности в коррупционную – составы нескольких статей. Это позволит применить запрет на применение условно-досрочного освобождения для таких составов.

На мой взгляд, эти передовые международные стандарты станут серьезным шагом в повышении эффективности противодействия коррупции и будут иметь весьма высокий профилактический эффект. Наша общая задача – принять все необходимые меры для полнейшего искоренения коррупции и оздоровления нашего общества.

– Вы сказали, что чиновникам придется отвечать за несоответствие расходов к их доходам, но сегодня в законодательстве есть норма о 10-процентном налоге, если вдруг они будут тратить больше, чем зарабатывать…

– Да, но на деле оказалось, что этого налога в 10% от суммы расхождения недостаточно. Это слишком мало и к тому же является своего рода легализацией незаконных доходов. Поэтому, помимо налога, предлагается ввести штраф в размере 90% от суммы расхождения. Таким образом, лицо, получившее неподтвержденные доходы, лишается всех 100% этого дохода через 10-процентный налог и 90-процентный штраф.

В целом для усиления профилактического антикоррупционного эффекта от внедрения всеобщего декларирования законопроектом предлагается ввести понятие «контроль за соответствием расходов госслужащих, приравненных к ним лиц, их супругов к доходам указанных лиц» и установить дополнительные санкции: фискальные – через административные штраф в размере 90% от суммы расхождения; карьерные – путем увольнения с госслужбы по отрицательным мотивам без права восстановления в течение трех лет.

Но отмечу, что такие санкции будут применять лишь за значительные расхождения: для административного штрафа – это превышение 1 000-кратного размера МРП, что составляет на сегодняшний момент сумму 3 миллиона 63 тысячи тенге. Для увольнения же расхождение должно превысить годовой доход.

– С какого года эти санкции начнут действовать?

– Срок введения новелл, касающихся сверки доходов с расходами, определен на 2027 год с учетом полномасштабного охвата населения всеобщим декларированием. Напомню, что в 2025 году о размерах своих доходов будут отчитываться все граждане республики, а с 2026 года начнется процесс сопоставления их расходов с доходами, и только после этого можно будет применять меры, перечисленные ранее к лицам, имеющим большие расхождения.

Компетенция по выявлению фактов необоснованного обогащения будет закреплена за органами госдоходов.

Учет лиц, уволенных за необоснованное обогащение, будет вести Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.

– Вы также сказали, что поправки направлены на создание системы защиты тех, кто сообщает о коррупции? О чем именно речь?

– Обеспечение надлежащей защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, является базовым условием эффективного противодействия коррупции. Законодательство многих стран содержит такие меры. Например, среди стран ОЭСР наиболее продвинутые системы защиты разоблачителей существуют в Австралии, Бельгии, Японии, Южной Корее, Новой Зеландии, Великобритании и США. В то же время активно развивают подобные механизмы и другие страны. Допустим, Сербия за последние годы добилась серьезного международного признания в контексте антикоррупционной политики во многом благодаря формированию так называемого «золотого стандарта» защиты информаторов.

В Казахстане же на сегодня имеющиеся меры защиты недостаточны. В основном они применяются лишь при наличии реальной угрозы применения насилия или иного физического воздействия и только в рамках уголовного процесса, то есть только после возбуждения уголовного дела и до момента его прекращения.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо мер по защите трудовых прав информаторов. Именно меры по защите трудовых прав информаторов особо важны для сферы противодействия коррупции ввиду ее высокой латентности, так как разоблачение нечистых на руку чиновников чаще всего будет происходить изнутри, то есть его же коллегами или подчиненными.

Проявление фактов гонений, притеснений отбивает у граждан желание сообщать об известных им фактах коррупции. Это подтверждается и статистикой. За последние 1,5 года регистрация коррупционных преступлений по заявлениям граждан не превышает 20% от общего числа зарегистрированных дел данной категории. Для создания комплексной системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, выработанные поправки направлены на защиту информаторов от ущемлений их прав в сфере трудовых отношений; обеспечение конфиденциальности сведений о лице, сообщившем о факте коррупционного правонарушения.

И по предложениям КНБ РК в законопроект включены поправки, направленные на устранение правовых пробелов и совершенствование действующих механизмов защиты лиц, участвующих в уголовном процессе.

– Что еще предусматривается законопроектом?

– Также устраняются правовые пробелы и коллизии, возникшие в правоприменительной практике. Первое – совершенствование института внешнего анализа коррупционных рисков. Второе – отнесение хищений и мошенничеств в особо крупном размере, совершенных специальным субъектом, к категории коррупционных.

На сегодня в Уголовном кодексе имеется четко очерченный круг коррупционных правонарушений. Однако хищения и мошенничество, совершенные субъектами коррупции в особо крупном размере или преступной группой, а это ч. 4 ст. 189 и ч. 4 ст. 190 УК, не отнесены к коррупционным преступлениям.

В связи с этим нет правовых оснований для признания таких деяний коррупционными. Соответственно по ним не наступают такие уголовно-правовые последствия, как по коррупционным преступлениям, – это, как вы знаете, пожизненное право занимать должности на госслужбе и в квазигоссекторе, запрет на применение условно-досрочного освобождения.

Кроме того, в ст. 187 УПК предлагается закрепить подследственность антикоррупционной службы по таким деяниям.

– Какой эффект от введения этих норм ожидаете?

– В первую очередь это, конечно же, повышение доверия общества к проводимой антикоррупционной политике. И мы увидим полную и объективную картину о состоянии коррупции в стране, причиненном и возмещенном ущербе от коррупционных действий госслужащих и приравненных к ним лиц. Думаю, что принятие законопроекта получит широкую общественную поддержку.

Оксана Давыдова 

Новости партнеров
×