О разбитых дорогах высказался депутат
Он подчеркнул недопустимость хищений бюджетных средств, выделяемых на строительство дорог.

С 2022 по 2024 год на автодорогах международного и республиканского значения погиб 1121 человек. Очередное заседание Республиканского совета по противодействию коррупции при партии AMANAT было посвящено актуальным вопросам развития дорожной инфраструктуры страны, передает Liter.kz.
В работе заседания приняли участие члены Совета, депутаты Мажилиса, представители центральных государственных органов, квазигосударственного сектора, активисты гражданского общества, а также партийцы из регионов в режиме видеоконференции.
Фото: пресс-служба партии AMANAT
Председатель Совета, депутат Мажилиса Ерлан Саиров подчеркнул недопустимость хищений бюджетных средств, выделяемых на строительство дорог.
“Мы привлекаем кредиты от крупных международных фондов, чтобы строить дороги. В свое время эту проблему можно было решить и без займов. В конечном счете возвращать эти средства придется за счет налогоплательщиков, то есть из государственного бюджета. В связи с этим крайне важно, чтобы общество имело возможность четко контролировать, куда и как расходуются деньги, выделенные на дорожное строительство. Да, дороги строятся, но в регионах, особенно в Актюбинской и Атырауской областях, существует множество проблем, связанных с их качеством”, – отметил он.
Фото: пресс-служба партии AMANAT
В продолжение темы секретарь партии AMANAT Ержан Жылкыбаев подчеркнул, что данные о дорожном строительстве и качестве дорог остаются закрытыми для широкой общественности.
“Ежегодно в стране строятся дороги и мосты республиканского и регионального значения, продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов. Однако, к сожалению, работа по информированию населения о выполненных или текущих проектах по-прежнему оставляет желать лучшего. Например, в прошлом году дорожное покрытие на трассе Доссор – Кульсары – Актау было снято, но с тех пор никаких ремонтных работ не проводилось. Людям не была предоставлена четкая информация о причинах задержек, о сроках выделения средств и завершения работ. Хотя все эти сведения должны быть доступны”, – заявил он.
Свое мнение высказал и депутат маслихата Атырауской области Арман Хайруллин. Он отметил, что жители региона крайне недовольны состоянием дорог.
“Весенние паводки нанесли серьезный ущерб дорожному полотну. К примеру, трасса Кульсары – Доссор – Актау находится в удручающем состоянии. С момента наводнения прошло уже более полугода, но дорога так и не была восстановлена. Особенно критическая ситуация на 15-километровом участке перед въездом в Кульсары – покрытие там полностью разрушено. Кроме того, на сем икилометровом отрезке трассы дорожное полотно было снято, но новый слой асфальта до сих пор не уложен. В результате аварии на этом участке происходят ежедневно, создавая угрозу жизни водителей и пассажиров. Однако “КазАвтоЖол” не спешит с ремонтом”, – констатировал депутат.
Мажилисмен, член Совета Кайрат Балабиев обратил внимание на коррупционные схемы в данной сфере.
“С 2022 по 2024 год в деятельности “КазАвтоЖола” и его территориальных подразделений было выявлено шесть фактов коррупционных правонарушений. В результате расследования по двум делам вынесены судебные приговоры: в прошлом году заместитель директора Жамбылского областного филиала “КазАвтоЖол” и эксперт технического надзора ТОО “Алматы Сапа Инжиниринг” были приговорены к лишению свободы. Также к уголовной ответственности был привлечен председатель правления “КазАвтоЖол”, нанесший государству ущерб в особо крупном размере”, – отметил он.
Народный избранник также представил статистику выявленных преступлений внутри “КазАвтоЖол”. За прошлый год: взяточничество увеличилось на 58%, хищения – на 28%, злоупотребление служебными полномочиями – на 8%.
Кроме того, Национальный центр качества дорожных активов при Министерстве транспорта в 2024 году провел более 5 тысяч инспекционных проверок и отобрал 13,7 тысячи образцов дорожных материалов. 15% (то есть около 2 тысяч образцов) не соответствовали стандартам и были сняты с производства. Также было выявлено свыше 3,3 тысячи нарушений технологического процесса и дефектов в дорожном строительстве.
Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, за 2022–2024 годы на участках международных и республиканских трасс с дорожными дефектами зарегистрировано 3668 ДТП. В результате этих аварий погиб 1121 человек, а еще 4402 получили ранения.
Исполняющий обязанности председателя правления “КазАвтоЖол” Саят Шаймин поделился планами на текущий год.
“В этом году мы намерены реализовать проекты по строительству и реконструкции 2,2 тысячи километров дорог, капитальному ремонту 460 километров и среднему ремонту 7 тысяч километров дорожного покрытия. Для этого будет задействовано 7 тысяч единиц техники, 91 асфальтобетонный завод, 83 дробильно-сортировочные установки, что позволит уложить 9,4 млн тонн асфальтобетона и привлечь более 13 тысяч специалистов”, – сообщил он.
По его словам, в 2023 году было выявлено около трех тысяч дорожных дефектов, из которых 92% уже устранены. Оставшиеся 5,3% находятся на стадии подтверждения и устранения. 56% выявленных дефектов пришлось на участки, находящиеся в эксплуатации, 29% – на проекты, находящиеся в стадии реализации, и 14% – на участки, находящиеся на гарантийном обслуживании. В прошлом году для контроля качества дорог было привлечено 42 компании технического надзора, в штате которых работало около 500 экспертов. По итогам года за ненадлежащее исполнение обязанностей в отношении технического надзора были наложены штрафы на сумму порядка 150 млн тенге, а 10 экспертов, допустивших серьезные нарушения, были отстранены от работы.
Редактор газеты “Жемқорлық және заң” из Туркестанской области Каламкас Ботабекова и общественный активист из Западно-Казахстанской области Айболат Бокенов подняли вопросы нехватки придорожных туалетов, низкого качества дорог, недостатка спецтехники и других проблем, волнующих сельское население.
“От Жамбылской области до Караганды практически невозможно найти туалет. В Туркестанской области, между городом Туркестан и районом Сауран, общественный туалет, открытый несколько лет назад, так и не начал функционировать. Платная дорога между Таразом и Шымкентом находится в ужасном состоянии: выбоины и ямы на каждом километре. А на трассе Шымкент – Туркестан полотно смещено в одну сторону, что затрудняет управление автомобилем. Кроме того, жители села Ескі Сауран уже пять лет требуют строительства дороги, чтобы им не приходилось делать огромный крюк. Но их обращения до сих пор остаются без ответа”, – заявила К. Ботабекова.
Подводя итоги заседания, председатель Совета Ерлан Саиров отметил, что дороги и автотранспорт – это стратегически важные объекты для государства.
“К сожалению, проблем в этой сфере предостаточно. И мириться с коррупцией – недопустимо. Жители регионов недовольны состоянием дорог и качеством обслуживания. Мы должны совместно искать пути решения. В конце концов, есть ведь закон “Об общественном контроле”. В этой связи мы предлагаем ввести членов Республиканского совета по противодействию коррупции при партии AMANAT в состав совета директоров “КазАвтоЖол”, – заключил он.