Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

О сложностях учебно-воспитательного процесса и трансформации образования рассказал Дархан Оте

17.11.2023, 17:50
О сложностях учебно-воспитательного процесса и трансформации образования рассказал Дархан Оте

Первые лицеи "Білім-Инновация" (КТЛ) появились в 1992 году при поддержке президентов Казахстана Нурсултана Назарбаева и Турции Тургута Озала для сотрудничества двух стран в области образования. Для координации деятельности лицеев был создан международный общественный фонд (МОФ) "Білім-Инновация". Под руководством фонда находятся 32 государственных лицея "Білім-Инновация", шесть частных школ и две международные школы: Spectrum в Астане и Galaxy в Алматы. Президент МОФ "Білім-Инновация" Дархан Оте рассказал об особенностях учебно-воспитательного процесса и трансформации образовательных учреждений.

- Дархан Ермаханович, какой трансформационный путь прошел МОФ "Білім-Инновация" за последние 30 лет?

- За прошедшие десятилетия фонд внес значительный вклад в модернизацию казахстанского школьного образования. Под руководством фонда была создана сеть инновационных организаций, которая стала площадкой для внедрения передовых образовательных технологий. Все 32 государственных лицея "Білім-инновация" являются специализированными организациями образования естественно-математического направления. Лицеи проводят конкурсный набор учащихся с седьмого класса, в ходе которого претенденты сдают вступительные экзамены по математике, логике и читательской грамотности. Более того, стремясь сделать образование доступным каждому ребенку, для детей из сельской местности предусмотрена 10-процентная квота. Счастливый билет в будущее получают и дети из малообеспеченных семей: для них также предусмотрена 15-процентная квота при поступлении. Главная цель нашего фонда — это воспитание конкурентоспособных молодых людей, которые имеют правильные ориентиры в жизни: интеллектуально-нравственные ценности в духе национальных традиций.

- Что включает в себя образовательный процесс в лицеях?

- Образовательную философию фонда можно охарактеризовать, рассмотрев наш логотип. Как мы видим, на нем изображен казахский национальный орнамент и ласточка, у которой крылья обозначены в виде книг. Издревле казахи считали ласточку священной птицей: в доме, где она свила гнездо, поселяется "береке" (каз.) — благодать. Ласточка олицетворяет образ сплоченной семьи. Именно школа является одним из самых уютных и теплых мест для каждого ребенка. Книги, изображенные на крыльях ласточки, являются источником знаний и олицетворяют каждого ученика, который стремится к развитию. Одной из особенностей образовательной платформы лицеев является внедрение трехъязычной модели, которая включает казахский, русский и английский языки. То есть мы претворяем в жизнь государственное стратегическое направление по обучению подрастающего поколения трем языкам. Казахский язык играет ключевую роль в формировании национальной идентичности учащихся, приобщении к истории и культуре страны. На казахском языке ребята изучают гуманитарные предметы. Обучение на русском языке позволяет гармонично интегрировать разные этнические группы учащихся в нашу экосистему и обеспечивать эффективное взаимодействие между ними, способствуя культурному и языковому разнообразию. Английский язык играет интегрирующую роль, открывая доступ к знаниям, технологиям и культурным достижениям всего мира. На английском языке в лицеях преподаются предметы естественно-математического цикла: математика, физика, химия, биология, информатика. Также мы предлагаем на выбор и изучение других иностранных языков. В образовательную систему "Білім-Инновация" успешно интегрирована система оценки результатов учебных достижений учащихся: тестирование по соответствующим предметам ("білім тексеру сынағы" — БТС) проводится в конце каждой четверти. По результатам данного экзамена составляются отчеты успеваемости по каждому лицею. Более того, руководство видит, по какому предмету отстает тот или иной ученик, и прилагает необходимые усилия для персональной проработки нужных тем. Все занятия в лицеях проводятся с применением подхода PBL (Project-based learning) — ученик изучает новую тему через выполнение проектов. Таким образом, он не только проходит учебный материал, но и развивает компетенции, которыми должен обладать успешный во всех сферах человек.

Лицеи "Білім-Инновация" входят в топ-100 лучших школ Казахстана по результатам республиканских и международных предметных олимпиад. Многие выпускники поступают и обучаются в самых известных университетах мира, таких как Оксфорд, Гарвард, Кембридж. Число желающих поступить в наши школы растет с каждым годом. К примеру, только в текущем году было получено свыше 30 тысяч заявок.

- В течение последних двадцати лет МОФ "Білім-Инновация" активно увеличивал долю местных преподавателей. Cказалось ли на качестве образования данное перераспределение педагогического состава?

- Во время открытия первых лицеев для преподавания английского языка и других профильных предметов были привлечены иностранные педагоги. Однако со временем преподавательский состав изменился в пользу местных специалистов за счет проведения плодотворной работы по развитию местных педагогических кадров. В наших лицеях была внедрена программа менторства: старшеклассники помогают ребятам, которые учатся классом ниже. Впоследствии такие активисты, получив высшее образование, зачастую становятся преподавателями в "Білім-Инновация" лицеях. Некоторые учителя пришли к нам после программы "Болашак". Ежегодно в целях повышения квалификации учителей проводятся семинары Оксфордской академии образования, для преподавателей информатики организовываются сертификационные курсы CISCO и т. д. Можно смело сказать, что система "Білім-Инновация" превратилась в кузницу профессиональных педагогических кадров.

- Расскажите также про основные направления воспитательной работы и планах на ближайшее будущее.

- Мы развиваем одну большую образовательную экосистему "Білім-Инновация". Особое внимание в лицеях уделяется патриотическому воспитанию учащихся и пропаганде здорового образа жизни. Это реализуется посредством ценностно-ориентированного образования. Каждый месяц выбирается определенная "ценность" и проводятся соответствующие тематические мероприятия. К примеру, "Месяц добра и уважения", когда каждый участник нашей экосистемы — от директора до техперсонала — ежедневно выполняет определенные добрые дела по отношению друг к другу. Значимую роль мы отводим содружеству школы и семьи. Родительская общественность принимает активное участие в жизни лицеев. На базе "Білім-Инновация" была создана родительская академия, в рамках которой квалифицированные специалисты делятся практическими советами по воспитанию детей. В ближайшем будущем планируем внедрить индивидуальную образовательную траекторию учащихся: вся учебно-воспитательная деятельность в лицеях будет спроектирована согласно интересам и потребностям учеников. Все задачи и планы развития МОФ "Білім-Инновация" сходятся к одному неизменному принципу — давать детям качественное образование и осознанное воспитание в духе национальных традиций.

Новости партнеров
×