Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Об изношенности автобусов, субсидиях и дефиците водителей – проблемы транспорта в РК обсудили в AMANATе

Со своим докладом выступил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития.

Об изношенности автобусов, субсидиях и дефиците водителей – проблемы транспорта в РК обсудили в AMANATе

Сегодня, 9 декабря, в Астане прошло заседание Комитета транспорта и логистики при партии AMANAT, на котором выступил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Ыдырысов, передает Liter.kz.

Так, в своем докладе вице-министр первым делом отметил, что сегодня в стране для обеспечения населения доступными поездками тариф на социально значимые маршруты устанавливаются ниже себестоимости перевозок и затратная часть перевозок субсидируется местными исполнительными органами.

На сегодняшний день из функционирующих 964 городских маршрутов 724 являются социально значимыми. Для субсидирования акиматами выделено 99,8 млрд тенге при фактической потребности 156,5 млрд. С 2018 года объем субсидий в регионах увеличился в пять раз. На 2023-й планируется выделение 133 млрд тенге, или 83% от потребности. Основной причиной неполного субсидирования акиматами связано с нехваткой средств в местном бюджете, – рассказал он об имеющейся проблеме.

Однако для решения вопроса имеется механизм получения субвенции из республиканского бюджета в рамках трансфертов общего характера. По данной программе на 2023-2025 годы в регионах выделяется порядка 16 трлн тенге. Поэтому в рамках полученных субвенций каждый акимат имеет возможность в течение этих лет перераспределить средства для обеспечения полноценного субсидирования.

В свою очередь начата комплексная работа по актуализации нормативных документов, где определяются четкие критерии для выделения субсидий. Внедряются нормы, позволяющие акиматам и перевозчикам заранее знать стоимость маршрута, а также планировать бюджет для покрытия расходов перевозчиков. Также автоматизируется весь процесс определения тарифа и объемов субсидирования. Автоматизация данной процедуры полностью систематизирует вопросы тарифообразования и тем самым сократит затраты временных и трудовых ресурсов сотрудников акиматов, – добавил вице-министр.

Таким образом, реализация указанных мер обеспечит развитие конкуренции, прозрачность перевозочного процесса, эффективность механизма субсидирования и тем самым повысит качество оказываемых услуг.

Также имеется проблема износа автобусов. На сегодняшний день на городских маршрутах курсируют 10 252 автобуса, 46% из которых нуждаются в замене. Для решения этой проблемы в рамках льготного лизингового финансирования за последние четыре года из республиканского бюджета выделено 79,2 млрд тенге.  

В рамках программы поставлено 2 776 автобусов. На текущий год применяется новая лизинговая программа для приобретения автобусов со сроком займов до семи лет без первоначального взноса с выделением средств в размере 30 млрд тенге. Также проработан вопрос по упрощению получения удостоверения категории D. В частности, требование по возрасту будет снижено с 25 до 23 лет, стаж водителя – с пяти до трех лет и по категории D1 – от трех лет до одного года. Данный вопрос длительное время обсуждался с органами внутренних дел, и на последнем совещании у вице-премьера данный вопрос был поддержан, – сообщил Алмаз Ыдырысов.

Следующая проблема касается дефицита водителей общественного транспорта в силу непривлекательности сферы. В этой связи МИИР РК нормативно закрепил надбавку к зарплате в размере 35% в зависимости от класса квалификации.

В связи с тем, что ранее вводилось чрезвычайное положение, для поддержки предпринимателей в период 2021-2023 годов услуги на перевозки на социально значимых маршрутах освобождены от НДС. Что касается коммунальных городских парков – необходимо отметить, что в настоящее время на городских маршрутах задействовано 294 парка, из которых шесть с участием государства – это Астана, Алматы, Шымкент, Актобе, Кызылорда и Семей, – заметил он.

Наряду с этим, в целях стимулирования перевозчиков к увеличению отечественного транспортного парка, седельные тягачи освобождены от утилизационного сбора, а также ведется работа по их освобождению от сборов за первичную регистрацию.

В завершение заседания председатель Комитета транспорта и логистики Самат Акишев отметил, что эти вопросы важны, потому как являются социальными.

Данные вопросы рассматриваются на уровне министров. Действительно, необходимо мобилизовать все ресурсы, для того чтобы выработать наиболее эффективный механизм, который позволил бы решить данные вопросы. Потому что тут о социальном благополучии граждан, свободе передвижения, удобствах и так далее. Вопрос чисто социальный, очень важен для нас, – подытожил он.

Новости партнеров
×