Обеспечить бюджет стабильными доходами
Казахстан разрабатывает новый экономический курс, обеспечивающий более глубокую диверсификацию экономики, развитие конкуренции, создание новых рабочих мест и рост благосостояния граждан. Ситуация с государственными закупками, исполнение госбюджета, цифровизация и меры по снижению теневой экономики, об этом и многом другом рассказал в интервью “Литеру” заместитель премьер-министра – министр финансов РК Ерулан Жамаубаев.
Качественный рост
– Ерулан Кенжебекович, в своем Послании Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал, что базовая цель экономической политики остается неизменной – качественный и инклюзивный рост благосостояния наших граждан. В этой связи, какие предложения есть у Министерства финансов, в рамках своей компетенции, по обеспечению этого роста?
– Действительно, Глава государства обозначил перед Правительством комплекс системных и отраслевых задач по обеспечению качественного развития экономики и повышения благосостояния населения.
Немаловажная роль в реализации указанных инициатив отведена Министерству финансов.
В частности, предстоит разработать новый Налоговый кодекс, предусматривающий переход к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики c учетом необходимости технологической модернизации бизнеса.
Наряду с этим предполагается упрощение специальных налоговых режимов, а также совершенствование налогового и таможенного администрирования, прежде всего через цифровизацию.
Работа по снижению теневой экономики будет усилена. Ранее принятые меры в этом направлении уже обеспечили бюджет дополнительными поступлениями в размере 2,3 триллиона тенге за последние 3–4 года.
Планируется и дальше совершенствовать систему прослеживаемости товаров посредством информационных систем “Астана-1”, ”Электронные счета-фактуры”, “Е-окно” и “Система управления рисками”.
Для недопущения давления на добросовестных предпринимателей будет внедрен «дистанционный контроль» как новая форма взаимодействия с бизнес-сообществом.
Таким образом, мы упростим налоговое администрирование, расширим налоговую базу, тем самым обеспечив бюджет стабильными источниками доходов.
В целях оптимизации бюджетного процесса начата работа по разработке нового Бюджетного кодекса. Кодекс будет направлен на упрощение бюджетных процедур, внедрение элементов блочного бюджета со значительным расширением полномочий и ответственности администраторов бюджетных программ.
Ожидается принятие законопроекта по восстановлению платежеспособности и банкротству граждан. Он обеспечит внедрение современного института банкротства физических лиц, направленного на предоставление гражданину возможности начать «новый старт» без долгов. Ориентировочно 1,5 миллиона граждан смогут воспользоваться данным механизмом освобождения от долгового бремени.
В рамках дальнейшего совершенствования процедур государственных закупок будет разработан новый закон. Он обеспечит упрощение процедур и баланс между качеством и ценой.
Для развития конкурентоспособности нашей экономики и раскрытия предпринимательской активности будет значительно сокращена доля государственного участия в экономике.
Будет реализована программа “Нацфонд – детям”, предусматривающая распределение инвестиционного дохода Нацфонда между всеми детьми, не достигшими 18 лет. По достижению совершеннолетия детей накопления будут направлены на приобретение жилья и получение образования, что улучшит их социальное положение.
В целом сейчас разрабатывается новый экономический курс, обеспечивающий более глубокую диверсификацию экономики, развитие конкуренции, создание новых рабочих мест и рост благосостояния граждан.
Реальный сектор и социальный блок
– Как Вы оцениваете исполнение республиканского бюджета (по последним данным)? Какие наиболее важные тенденции отметили бы в этой части?
– В целом исполнение республиканского бюджета оценивается положительно с перевыполнением по итогам 10 месяцев на 179 миллиардов тенге, где наибольший рост приходится на НДС. В первую очередь увеличение доходов обеспечено за счет продолжающегося роста экономики.
Также на это повлияли рост цен на основные экспортные позиции, проводимая комплексная работа по снижению теневой экономики, а также улучшение налогово-таможенного администрирования.
Что касается расходной части республиканского бюджета, то, по итогам 10 месяцев, исполнение оценивается на 98%. Министерством финансов ведется постоянная работа с администраторами бюджетных программ для завершения года с полным и эффективным освоением выделенных средств.
– В бюджете в целом предусматривается планомерное увеличение расходов на развитие реального сектора и социального блока. Какие резервы в доходной части Вы видите для исполнения поставленных целей?
– Безусловно, мы делаем акцент на рост собственных доходов. Такую задачу перед нами ставит и Глава государства. Так, проект республиканского бюджета на трехлетний период предусматривает в следующем году увеличение доходов, без учета трансфертов из Нацфонда, почти на 40%.
Этого достаточно для реализации поставленных целей. В целом бюджет сбалансирован и принят Парламентом.
– Государственные закупки часто становятся предметом критики в связи с обнаружением многочисленных нарушений во время проверок. Какие, на Ваш взгляд, нужно предпринять первоочередные шаги, чтобы повысить их прозрачность? Какие основные нарушения допускаются в этой среде?
– Министерство постоянно работает над совершенствованием госзакупок, а повышение их прозрачности для нас – приоритет. Акцент в этой работе мы ставим на автоматизацию и цифровизацию.
Так, обеспечена полная автоматизация процедур госзакупок, начиная с планирования и заканчивая оплатой. Введен новый способ закупок в виде конкурса с использованием рейтингово-балльной системы без конкурсной комиссии.
Посредством широкой интеграции веб-портал госзакупок автоматически присваивает потенциальным поставщикам соответствующие баллы с учетом ценовых и качественных критериев и определяет победителя конкурса.
Наряду с этим нами, совместно со всеми заинтересованными сторонами, ведется активная комплексная работа в рамках реализации поручения Главы государства по разработке нового закона.
Что касается нарушений в этой сфере, то это, в основном, установление завышенных требований к поставщикам, неправомерный допуск или отклонение заявок.
Безопасный уровень
– За годы Независимости в Казахстане прошло несколько этапов приватизации. Однако на сегодня, на это указал и Президент страны, участие государства в экономике вновь увеличилось. Какие бы Вы отметили ключевые изменения в реализации Комплексного плана приватизации на 2021–2025 годы?
– Перед Правительством стоит задача по увеличению доли частного сектора в экономике. Для этого принят и реализуется Комплексный план приватизации на 2021–2025 годы. Благодаря принятым мерам доля государства в экономике снижена до 14,5% к ВВП по итогам прошлого года.
В целях дальнейшего повышения прозрачности процесса приватизации определены четкие критерии, по которым субъекты квазигосударственного сектора включаются в План приватизации.
Между тем в рамках демонополизации экономики, для недопущения появления новых частных операторов, перечни объектов Плана приватизации были пересмотрены.
В частности, исключены 217 социально значимых, в том числе стратегически важных объектов. При этом 171 объект включен по предложениям госорганов и Фонда «Самрук-Қазына». Запланированы IPO таких крупных компаний фонда, как «Қазақстан темір жолы», «QazaqGaz», «Самрук-Энерго» и «Эйр Астана». При этом компания «КазМунайГаз» уже начала сбор заявок на покупку своих акций.
– Планирует ли Минфин до конца этого года или в следующем внешние займы для покрытия дефицита бюджета? Как Вы в целом оцениваете ситуацию с внешним долгом Казахстана, ведь на обывательском уровне почти постоянно звучит, что «мы погрязли во внешних долгах»? Какая политика ожидается в этом вопросе в перспективе?
– В целом дефицит бюджета финансируется преимущественно за счет внутреннего заимствования в национальной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг. Это исключает валютные риски и способствует развитию внутреннего рынка.
Тем не менее мы не исключаем возможность выхода на внешние рынки капитала при благоприятной конъюнктуре и ограниченной ликвидности на внутреннем рынке.
В качестве альтернативы будут рассмотрены льготные займы международных финансовых организаций, привлекаемые в качестве бюджетной поддержки.
На сегодня госдолг находится на безопасном уровне и составляет 23% к ВВП, то есть более чем в два раза меньше установленного лимита – 50% к ВВП. При этом все другие долговые индикаторы соблюдены и находятся в зоне допустимых значений.
Вопрос поддержания устойчивости как внешнего, так и в целом государственного долга находится на постоянном контроле Правительства.
Геополитические факторы
– События в Украине – какое влияние на состояние финансовой стабильности Казахстана они уже оказали и могут оказать в перспективе?
– Геополитическая напряженность негативно воздействует на всех участников глобальной торговли, в том числе на Казахстан, являясь причиной нарушения производственных и логистических цепочек, волатильности на мировых товарных рынках и роста инфляции.
Тем не менее Правительство совместно с Нацбанком и Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) в полной мере использует все имеющиеся инструменты и резервы для сглаживания негативных последствий для населения и бизнеса и принятия оперативных антикризисных мер. Для этого выделяются необходимые бюджетные средства.
В отдельных случаях вводятся адресные меры, направленные на поддержку населения, стимулирование развития отечественных компаний и снижение административной нагрузки.
В целом мы внимательно следим за влиянием внешнеэкономических и геополитических факторов и в случае необходимости принимаем соответствующие меры.
– Из Вашей биографии следует, что в свое время Вы не раз проходили стажировки на Западе. Опыт какой страны впечатлил Вас больше всего и наиболее близок, на Ваш взгляд, для финансовой стабильности Казахстана? К слову, Президент в Послании отметил важность рассмотрения введения налога на роскошь в Казахстане. Модель какой страны в этом вопросе выглядит, по Вашему мнению, предпочтительнее?
– Да, Вы правы, в силу своих должностных обязанностей и для повышения квалификации мне удалось побывать в различных странах. В том числе в Австрии, Германии, Японии, Швейцарии и других. Все они по-своему уникальны, а их финансовые системы имеют свою специфику и развиваются достаточно стабильно.
Хотя использовать у нас опыт этих стран как лекало не получится, а отдельную положительную практику будем учитывать.
Что касается налога на роскошь, некоторые страны применяют прогрессивную налоговую ставку (США, Великобритания, Франция), другие – фиксированную (Канада, Венгрия, Швеция), исходя из стоимости и объекта налогообложения.
При этом вопрос внедрения налога на роскошь будет проработан с учетом обсуждений с экспертным сообществом. В целом мы работаем над тем, чтобы кодекс отражал справедливую, прозрачную и понятную всем систему налогообложения.
– Спасибо за интервью.
Раушан Джапарова, Астана