Обман стоимостью в миллионы тенге: о новых схемах мошенничества в Казахстане рассказал эксперт

Лишь десять процентов жертв интернет-мошенников идут до конца и добиваются списания кредитов, оформленных на них третьими лицами.

Айгерим Мусатаева

За прошлый год в Казахстане зарегистрировали 21 405 уголовных дел, связанных с интернет-мошенничеством. В более 17 тысячах случаев сроки прерывались, потому как виновных не находили. То есть эти граждане вынуждены закрывать кредиты и займы, оформленные на них неизвестными. А ведь это только официальная статистика, на деле далеко не каждый казахстанец, столкнувшись с такой проблемой, идет с заявлением в полицию. Немало и тех, кто попросту устает доказывать свою правоту и начинает погашать чужую задолженность с пеней, осознавая, что долг официально его. Как мошенники находят своих жертв, какие новинки они внедряют в свою черную работу и что делать попавшимся на их крючок – читайте в материале Liter.kz.

В соцсетях с завидным постоянством появляются жалобы от казахстанцев, которые обнаруживают, что на них оформили кредиты или микрозаймы без их ведома. Чаще всего узнают они об этом спустя несколько месяцев, в течение которых набегают немалые проценты за просрочку.

К примеру, житель Костаная Абылай (имя изменено из этических соображений – прим.ред.) узнал, что от его лица совершили сделки о займе в восьми микрокредитных организациях на общую сумму свыше 1,5 миллиона тенге. Парень пошел было с заявлением в полицию, однако знакомые отговорили его от этого дела, заверив, что найти виновных будет сложно, а может, его обращение и вовсе отложат в дальний ящик.

Процент раскрываемости таких дел действительно не высок. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в 2021 году в полиции рассматривалось 23 351 дело об интернет-мошенничестве, только 3 504 из них дошли до суда. В более чем 17 тысячах случаев прерваны сроки рассмотрения, поскольку виновное лицо не удалось установить. С начала текущего года с аналогичными заявлениями к стражам порядка обратились 6 256 казахстанцев.

По словам независимого эксперта по банковским вопросам Нуржана Биякаева, волна интернет-мошенничества захлестнула Казахстан с новой силой с расширением рынка онлайн-услуг, особенно резко картина изменилась не в лучшую сторону во время пандемии.

Как правило, мошенники звонят своим жертвам, представляясь сотрудниками банка и предупреждая их о том, что якобы мошенники пытаются оформить на них кредит, займ. Звонить могут с казахстанских номеров, но не факт, что они находятся в Казахстане. Поскольку купить такой номер можно из любой точки мира на определенных сайтах и недорого. Это может быть и звонок или переписка посредством WhatsApp. Идет психологическая атака на человека, когда с ним входят в контакт, убеждают удалить реальное банковское приложение и скачать новое по заведомо отправленной ссылке. Этого делать нельзя, поскольку это будет уже лжеприложение, где, вбивая свои данные, человек фактически предоставляет мошеннику необходимую информацию. Поскольку сейчас для оформления займов требуются биометрические данные заемщика, в таких приложениях одним из шагов регистрации указывается предоставление биометрики. Это у них такая "новинка" года. После прохождения всех этапов человек мошенникам уже не нужен. Они оформят на него столько кредитов, сколько успеют, – отмечает он.

Если жители больших городов более менее осведомлены о возможных атаках охотников за легкими деньгами, то ситуация в райцентрах и селах оставляет желать лучшего. В этой местности, к сожалению, мало, кто знает о подобных махинациях.

Со слов специалиста, проблема в том, что кредиты в банках действительно выдаются, деньги отправляются, правда, не на счет заемщика, а уже на подставные карты. Есть большая вероятность того, что базы с личными данными граждан в руки мошенников попадают именно из-за утечки в самих денежно-кредитных организациях.

Мошенники настолько отточили весь механизм, что заявка проходит онлайн-регламент в банке и деньги действительно выдаются. Сами деньги на счет нашего потерпевшего не попадают, а переводятся туда, куда им нужно. Поэтому при желании сотрудники органов внутренних дел и службы безопасности банков могут выйти на след, однако делать этого не торопятся. По опыту других стран, как правило, утечка баз данных исходит от бывших сотрудников банка, особенно работников IT-служб, которые сами отвечали за безопасность, – сообщает Биякаев.

Он утверждает, что существуют негласные площадки, виртуальные закрытые клубы, где хакеры, взломщики перекупают друг у друга обновленные базы банков и микрофинансовых организаций, ЦОНов, то есть мошенник может легко получить доступ к счетам и оформить кредиты.

В этой ситуации эксперта возмущает бездействие как руководства, так и служб безопасности финорганизаций, которые могли бы работать в активной связке с полицией, однако на местах часто этот вопрос стопорится. А ведь здесь затрагивается репутация самих банков. Позиция последних одна: есть займ, будь добр, плати. 

Кроме мудреных схем с приложениями и паролями, преступники продолжают работать и по старинке, используя удостоверения личности людей.

К сожалению, если утеряно удостоверение и человек еще не получил новое, в этот период мошенник может воспользоваться моментом. Для него это вообще будет подарком, если в его руки попадет оригинал документа. Ведь кредиты где-то могут оформить и по копии, и по фотографии удостоверения, пересланного через мессенджер. Наш большой пробел в операционной деятельности всех банков в том, что в один день можно подать несколько заявок, и если они все успешно пройдут, человек может снять все средства на раз-два-три. Об этом мы говорили давно, но недавно только в Парламенте подняли вопрос о том, чтобы в первом кредитном бюро выдачи займов отражались сразу в тот же, либо на следующий день. Пока что обновление данных проводится лишь 2 раза в месяц. Этих 15 дней мошеннику хватает, чтобы плотно поработать с жертвой, – констатирует эксперт.

Большая часть займов в Казахстане в последние годы оформляется и выдается онлайн, это удобно, выгодно для организации и заемщика, поскольку нет необходимости куда-то выходить и тратить время на очереди и подписи кучи бумаг. Для мошенников это тоже отличный шанс разбогатеть за счет граждан.

Проблема интернет-мошенничества разрослась после появления в Казахстане широкого спектра онлайн-услуг. Я давно говорю, что нужно хотя бы отменить оформление онлайн-кредитов, потому что если оставим как есть, существует большая возможность того, что завтра мы с вами можем попасть в лапы мошенников. Ведь кому нужен кредит, он дойдет до банка и подаст заявку там, если ему крайне необходимо, он и час в очереди отсидит классическим методом, как было раньше. Повторюсь, если мы не отойдем от онлайн-кредитования, мы получим армию потерпевших от мошенников. И хорошо, что городские жители уже подкованы, но под удар попадают жители в сельской местности, райцентрах, глубинке, – отметил Нуржан Биякаев.

Проверить наличие или отсутствие на своем имени кредитов каждый может, обратившись за отчетом в Первое кредитное бюро. Получают его на сайте еGov посредством ЭЦП либо в ЦОНе. 

Если случилось так, что человек оказался должником, фактически не получив на руки деньги, специалисты рекомендуют сразу обращаться в полицию с заявлением, зарегистрировать его и получить постановление о признании потерпевшим. Без последнего документа, утверждает эксперт, трудно будет доказать финансовым организациям, что он стал жертвой аферистов.

Всю переписку, если таковая имеется, желательно сохранить и предоставить в качестве доказательства. Вооружившись этими документами, можно идти уже в банк и Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, которое этот вопрос также курирует.

К сожалению, процент раскрытия таких дел очень слабый. Если человек не возьмет активно все в свои руки, не будет ходить, жаловаться, требовать, писать порой вплоть до министра, то он может не добиться справедливости. Понимаю, что нагрузка на наши органы внутренних дел колоссальная, госорганы тоже задыхаются от этих жалоб, но проблемы каждый день растут. Моя рекомендация всем: идите до конца, я понимаю, что это время и нервы, шок, но если знаете свою правоту, то почему должны со своего кармана выплачивать то, чего не брали, – советует специалист.

По словам Биякаева, лишь 10% всего объема пострадавших от рук интернет-мошенников добиваются справедливости в суде и выигрывают дело. Большинство либо сразу соглашаются и погашают займы, либо теряются на полпути в бесконечных допросах, поиске доказательств и тщетных попытках списать чужой долг.

Ежедневно казахстанцам напоминают об элементарных правилах сохранения в тайне личных данных. Подозрительные звонки о лжеатаках также всегда можно перепроверить, самому обратившись в банк.

Однако граждане продолжают попадаться на уловки мошенников, и в большинстве случаев из-за собственной же беспечности. Масла в этот проблемный котел подливают банковские утечки, порой равнодушие их сотрудников и некомпетентность служб безопасности. И пока каждый будет указывать пальцем друг на друга, возможности мошенников будут расти, а вместе с ними и масштабы тревожной ситуации.     

Новости партнеров