Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Охотники за душами

Охотники за душами

Каждый человек волен выбирать какую религию ему исповедовать или не исповедовать вовсе. Главное, что этот выбор должен быть действительно свободным. Но некоторые религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих последователей. Сегодня все чаще речь заходит о деструктивных религиозных течениях (ДРТ), для которых характерна высокая степень манипуляции. О типичных признаках таких организаций рассказывает заведующий сектором Центра исследования проблем религий Восточно-Казахстанской области по Семейскому региону Максат Омирханов.

Максат Ерланович, расскажите, по каким признакам религиозные объединения относят к деструктивным?

– Деструктивная религиозная организация отличается тем, что она не просто проповедует свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивные, то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека. Такой контроль может быть назван тоталитарным, так как он решает задачу превращения человека в своеобразного биоробота. Психологи в таких случаях обычно говорят о «психологическом насилии», а в народе это называется «промывание мозгов».

– Как определить, что человек попал под влияние проповедников ДРТ?

– Прислушиваться к речи – не появились ли новые термины, смыслы, идеи, которые непременно можно заметить после «обработки». Если услышали, поинтересуйтесь, откуда это новое выражение, где он это слышал и что он может рассказать о новых знакомых. Как правило, рассказ звучит очень эмоционально и восторженно, но стоит спросить, что ты там узнал, ответа нет, и человек замыкается. Вы можете заметить, с какой теплотой он рассказывает, как там его приняли, как комфортно ему было в той атмосфере. Человек меняется и внешне: начинает носить несвойственную ему одежду, например, короткие брюки, отращивает беспорядочную бороду. Нередко после психологического воздействия происходит раздвоение личности. Если раньше человек был замкнутым, он становится раскрепощенным, и наоборот, если был общительным, то замыкается. Он начинает отходить от обычаев и традиций, игнорирует законы общества и нередко государства, морально-этические принципы, отказывается от медицинской помощи, переливания крови.

– Но чаще всего новообращенные отрицают факт попадания под чье-либо влияние. Они уверяют, что это их выбор.

– Безусловно, сам человек не видит своей предрасположенности оказаться под чьим-то влиянием. Но рядом живут близкие люди, есть друзья вот им и надо быть внимательнее. Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние деструктивной организации человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Происходит подмена личности: после психологической обработки человек становится уже совсем другим, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты. Различные психологические исследования доказали, что ДРТ со временем уродует психику человека. Люди теряют способность к рациональному мышлению, перестают критически мыслить. Очень часто они страдают от депрессий, фобий, психосоматических заболеваний.

Так как нахождение в ДРТ, как правило, вызывает психические расстройства большинства членов организации, это приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны на критику.

– Так чего добиваются лидеры этих организаций? Какова их цель?

– Полного беспрекословного подчинения. В сознание адептов внушается четкая грань между теми, кто имеет право на существование (члены организации), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов организации на готовность принести в жертву ради достижения цели своей организации любое количество иноверцев. При этом они заведомо оправдывают своих собратьев за любое преступление, совершенное ради организации. Таким образом, ведется подготовка к радикальному доказательству своих идей посредством экстремизма или терроризма и практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.

– Я читала, что для вербовки человека ему уделяют всяческое внимание и оказывают помощь, порой и материальную.

– Любой человек нуждается в эмоциональном тепле и в поддержке, вот тут и применяется прием «бомбежка любовью». Это достигается путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести. Цель подобной методики – желание вызвать у члена организации или вербуемого ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним.

– Говорят, что попавшим в ДРТ выйти оттуда непросто? Почему?

– Действительно, в деструктивную организацию войти достаточно легко, но вот выйти оттуда очень сложно и в психологическом, и в физическом смысле этого слова. Здесь наблюдается наличие жесткой организационной структуры, скажем так, обязательного типа, фиксированного членства и препятствий к выходу из организации. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую организацией, с реальностью. Для этого человека погружают в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий. Это и внушение чувства страха, вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

Даже если человек, несмотря ни на что, осознает, что происходит что-то не то, разорвать фанатичное единство, уйти в мир «к чужим», ему будет непросто.

– Сейчас все так запуганы деструктивными течениями, что их готовы видеть в совершенно обычных психологических тренингах или общественных организациях. И когда человек посещает мечеть или церковь, или даже просто отпускает бороду, у окружающих возникает подозрение, страх и фобия.

– Часто чрезмерная поглощенность каким-то клубом по интересам, религией или работой не имеет никакого отношения к ДРТ. И совсем не обязательно объединения должны быть религиозными, они могут быть политическими или даже коммерческими. Например, сейчас вместе с модой на психологические тренинги и психотерапию расплодилась масса «психотерапевтических ДРТ». Особенность этих организаций не в том, что они проповедуют, а в том, что они делают со своими членами. Деструктивные организации часто используют «бренд», имя другой религии, называют себя не теми, кем они являются на самом деле. В традиционной же религии всегда существует свод кратких положений веры, с которым можно сразу же познакомиться, он прост и доступен для понимания.

От нормальной организации ДРТ отличить просто. Если не только один человек, а все члены данной группы демонстрируют неадекватное поведение – значит, скорее всего, организация деструктивная. Также характерно наличие «двойной» истины: для окружающих и для членов организации. При вербовке новичок знакомится не с тем учением, которое на самом деле существует в организации. Подлинное учение открывается для него постепенно, в соответствии со степенью его «посвящения». И еще, как правило, любая деструктивная организация возникает вокруг харизматического лидера. Этот лидер становится частью вероучения организации, смыслом ее существования.

– Принято считать, что в ДРТ вступают только слабовольные люди, что «нормальным» это не грозит.

– По меньшей мере, наивное утверждение: там, как и везде, нужны «нормальные», умные и способные люди. Некоторые психологи предполагают, что наиболее подвержен влиянию ДРТ тот, кто находится в кризисном или просто переходном периоде: подростки, люди после развода, недавно переехавшие в чужой город, человек в период стресса, депрессии. Как раз в такие непростые жизненные моменты человек легко может поддаться на обещание мира, в котором все ясно и понятно.

Замечено, что у вероятной жертвы сформировался специфический характер отношений с окружающим миром в целом и присутствуют определенные личностные особенности. Это, прежде всего, низкая самооценка с постоянной готовностью защищаться, переживание социальной несправедливости и готовность в своих неудачах обвинять близких, изолированность и отчужденность, потеря жизненной перспективы и сильная потребность в принадлежности к значимой группе. Существует шесть основных групп риска. Первая – это люди, переживающие серьезную личную драму, они ощущают разочарование и находятся в «вакууме смысла жизни». Им необходимы те, кто поможет восстановиться – обрести этот смысл, адекватно оценить ресурсы «себя нового».

Вторая группа – те, кто считают, что их стремление к самосовершенству и к духовному развитию обществом не востребовано и не оценено. Как правило, это люди с низкой самооценкой, которую они пытаются повысить за счет принадлежности к значимой организации.

Третья группа – люди, зацикленные на темах оккультизма, эзотерики, мистики, а окружающие несерьезно относятся к этому их увлечению. Обычно это форма психологической защиты от сложностей реального мира, они уходят в мир фантазий. Не желая принимать решения самостоятельно, они ищут мистические знаки. Кстати, именно за ними идет повышенная охота в сектах, поскольку потом они могут стать наиболее страстными носителями культа.

Четвертая группа – люди с комплексом патологического альтруизма. Они стремятся помочь «дальним» людям за счет своих родных и близких, это очень ценные «доноры» для деструктивной организации.

Пятая группа, которую легко завербовать, – это идеалистически настроенные правдолюбцы, склонные к инфантильному поведению. Эти люди обычно резко протестуют против современного общества потребления, им нужен совершенный, продвинутый мир, причем любой ценой.

Шестая группа – это те, кто ищет социальное признание, при этом у них не сформированы собственные жизненные ценности. Люди, которые запутались в последствиях своих решений и не хотят нести ответственность за свой выбор. Для них счастье, если за них это будет делать кто-то другой.

Особого внимания требуют подростки и молодежь, у которых ощущение одиночества возникает от неумения донести до окружающих то, что им кажется важным. В зоне риска находятся наивные, идеалистически настроенные молодые люди, получившие тепличное воспитание.

– Так что же делать, если близкий человек затянут в такую организацию?

– Профилактика всегда эффективнее реакции на последствия, лучше вовсе не допускать таких случаев. Но если человек все же оказывается втянутым в ДРТ, на первых этапах надо использовать все приемы, чтобы вернуть близкого вам человека в семью – окружить его вниманием и заботой, нацелить на решение стоящих перед семьей задач. В противном случае получится так, что все свое время он будет посвящать организации и жить ее жизнью.

Надо отметить, что именно молодежь, пришедшая в деструктивную организацию, очень часто видит противоречия и, взрослея, уходит оттуда. В этот момент им просто необходима всяческая поддержка.

Выход из группы – только начало. Человеку предстоит длительный путь исцеления, ему придется заново учиться руководить собственной жизнью. Для лечения и реабилитации человека требуются годы.

Все перечисленные негативные последствия деятельности деструктивной организации при наличии юридически доказанных фактов могут быть основанием для привлечения виновных к юридической ответственности.

Тем же, кто никогда не сталкивался с действием таких организаций либо течений, следует помнить, что никакие призрачные посулы не стоят самого дорогого – себя самого, своей способности думать самостоятельно, пусть и не всегда верно. Поверьте, цена за это очень высока.

Новости партнеров
×