Охотники за душами

Айман Шарипханова

Каждый человек волен выбирать какую религию ему исповедовать или не исповедовать вовсе. Главное, что этот выбор должен быть действительно свободным. Но некоторые религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих последователей. Сегодня все чаще речь заходит о деструктивных религиозных течениях (ДРТ), для которых характерна высокая степень манипуляции. О типичных признаках таких организаций рассказывает заведующий сектором Центра исследования проблем религий Восточно-Казахстанской области по Семейскому региону Максат Омирханов.

– Максат Ерланович, расскажите, по каким признакам религиозные объединения относят к деструктивным?

– Деструктивная религиозная организация отличается тем, что она не просто проповедует свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивные, то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека. Такой контроль может быть назван тоталитарным, так как он решает задачу превращения человека в своеобразного биоробота. Психологи в таких случаях обычно говорят о «психологическом насилии», а в народе это называется «промывание мозгов».

– Как определить, что человек попал под влияние проповедников ДРТ?

– Прислушиваться к речи – не появились ли новые термины, смыслы, идеи, которые непременно можно заметить после «обработки». Если услышали, поинтересуйтесь, откуда это новое выражение, где он это слышал и что он может рассказать о новых знакомых. Как правило, рассказ звучит очень эмоционально и восторженно, но стоит спросить, что ты там узнал, ответа нет, и человек замыкается. Вы можете заметить, с какой теплотой он рассказывает, как там его приняли, как комфортно ему было в той атмосфере. Человек меняется и внешне: начинает носить несвойственную ему одежду, например, короткие брюки, отращивает беспорядочную бороду. Нередко после психологического воздействия происходит раздвоение личности. Если раньше человек был замкнутым, он становится раскрепощенным, и наоборот, если был общительным, то замыкается. Он начинает отходить от обычаев и традиций, игнорирует законы общества и нередко государства, морально-этические принципы, отказывается от медицинской помощи, переливания крови.

– Но чаще всего новообращенные отрицают факт попадания под чье-либо влияние. Они уверяют, что это их выбор.

– Безусловно, сам человек не видит своей предрасположенности оказаться под чьим-то влиянием. Но рядом живут близкие люди, есть друзья вот им и надо быть внимательнее. Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние деструктивной организации человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Происходит подмена личности: после психологической обработки человек становится уже совсем другим, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты. Различные психологические исследования доказали, что ДРТ со временем уродует психику человека. Люди теряют способность к рациональному мышлению, перестают критически мыслить. Очень часто они страдают от депрессий, фобий, психосоматических заболеваний.

Так как нахождение в ДРТ, как правило, вызывает психические расстройства большинства членов организации, это приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны на критику.

– Так чего добиваются лидеры этих организаций? Какова их цель?

– Полного беспрекословного подчинения. В сознание адептов внушается четкая грань между теми, кто имеет право на существование (члены организации), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов организации на готовность принести в жертву ради достижения цели своей организации любое количество иноверцев. При этом они заведомо оправдывают своих собратьев за любое преступление, совершенное ради организации. Таким образом, ведется подготовка к радикальному доказательству своих идей посредством экстремизма или терроризма и практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.

– Я читала, что для вербовки человека ему уделяют всяческое внимание и оказывают помощь, порой и материальную.

– Любой человек нуждается в эмоциональном тепле и в поддержке, вот тут и применяется прием «бомбежка любовью». Это достигается путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести. Цель подобной методики – желание вызвать у члена организации или вербуемого ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним.

– Говорят, что попавшим в ДРТ выйти оттуда непросто? Почему?

– Действительно, в деструктивную организацию войти достаточно легко, но вот выйти оттуда очень сложно и в психологическом, и в физическом смысле этого слова. Здесь наблюдается наличие жесткой организационной структуры, скажем так, обязательного типа, фиксированного членства и препятствий к выходу из организации. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую организацией, с реальностью. Для этого человека погружают в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий. Это и внушение чувства страха, вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

Даже если человек, несмотря ни на что, осознает, что происходит что-то не то, разорвать фанатичное единство, уйти в мир «к чужим», ему будет непросто.

– Сейчас все так запуганы деструктивными течениями, что их готовы видеть в совершенно обычных психологических тренингах или общественных организациях. И когда человек посещает мечеть или церковь, или даже просто отпускает бороду, у окружающих возникает подозрение, страх и фобия.

– Часто чрезмерная поглощенность каким-то клубом по интересам, религией или работой не имеет никакого отношения к ДРТ. И совсем не обязательно объединения должны быть религиозными, они могут быть политическими или даже коммерческими. Например, сейчас вместе с модой на психологические тренинги и психотерапию расплодилась масса «психотерапевтических ДРТ». Особенность этих организаций не в том, что они проповедуют, а в том, что они делают со своими членами. Деструктивные организации часто используют «бренд», имя другой религии, называют себя не теми, кем они являются на самом деле. В традиционной же религии всегда существует свод кратких положений веры, с которым можно сразу же познакомиться, он прост и доступен для понимания.

От нормальной организации ДРТ отличить просто. Если не только один человек, а все члены данной группы демонстрируют неадекватное поведение – значит, скорее всего, организация деструктивная. Также характерно наличие «двойной» истины: для окружающих и для членов организации. При вербовке новичок знакомится не с тем учением, которое на самом деле существует в организации. Подлинное учение открывается для него постепенно, в соответствии со степенью его «посвящения». И еще, как правило, любая деструктивная организация возникает вокруг харизматического лидера. Этот лидер становится частью вероучения организации, смыслом ее существования.

– Принято считать, что в ДРТ вступают только слабовольные люди, что «нормальным» это не грозит.

– По меньшей мере, наивное утверждение: там, как и везде, нужны «нормальные», умные и способные люди. Некоторые психологи предполагают, что наиболее подвержен влиянию ДРТ тот, кто находится в кризисном или просто переходном периоде: подростки, люди после развода, недавно переехавшие в чужой город, человек в период стресса, депрессии. Как раз в такие непростые жизненные моменты человек легко может поддаться на обещание мира, в котором все ясно и понятно.

Замечено, что у вероятной жертвы сформировался специфический характер отношений с окружающим миром в целом и присутствуют определенные личностные особенности. Это, прежде всего, низкая самооценка с постоянной готовностью защищаться, переживание социальной несправедливости и готовность в своих неудачах обвинять близких, изолированность и отчужденность, потеря жизненной перспективы и сильная потребность в принадлежности к значимой группе. Существует шесть основных групп риска. Первая – это люди, переживающие серьезную личную драму, они ощущают разочарование и находятся в «вакууме смысла жизни». Им необходимы те, кто поможет восстановиться – обрести этот смысл, адекватно оценить ресурсы «себя нового».

Вторая группа – те, кто считают, что их стремление к самосовершенству и к духовному развитию обществом не востребовано и не оценено. Как правило, это люди с низкой самооценкой, которую они пытаются повысить за счет принадлежности к значимой организации.

Третья группа – люди, зацикленные на темах оккультизма, эзотерики, мистики, а окружающие несерьезно относятся к этому их увлечению. Обычно это форма психологической защиты от сложностей реального мира, они уходят в мир фантазий. Не желая принимать решения самостоятельно, они ищут мистические знаки. Кстати, именно за ними идет повышенная охота в сектах, поскольку потом они могут стать наиболее страстными носителями культа.

Четвертая группа – люди с комплексом патологического альтруизма. Они стремятся помочь «дальним» людям за счет своих родных и близких, это очень ценные «доноры» для деструктивной организации.

Пятая группа, которую легко завербовать, – это идеалистически настроенные правдолюбцы, склонные к инфантильному поведению. Эти люди обычно резко протестуют против современного общества потребления, им нужен совершенный, продвинутый мир, причем любой ценой.

Шестая группа – это те, кто ищет социальное признание, при этом у них не сформированы собственные жизненные ценности. Люди, которые запутались в последствиях своих решений и не хотят нести ответственность за свой выбор. Для них счастье, если за них это будет делать кто-то другой.

Особого внимания требуют подростки и молодежь, у которых ощущение одиночества возникает от неумения донести до окружающих то, что им кажется важным. В зоне риска находятся наивные, идеалистически настроенные молодые люди, получившие тепличное воспитание.

– Так что же делать, если близкий человек затянут в такую организацию?

– Профилактика всегда эффективнее реакции на последствия, лучше вовсе не допускать таких случаев. Но если человек все же оказывается втянутым в ДРТ, на первых этапах надо использовать все приемы, чтобы вернуть близкого вам человека в семью – окружить его вниманием и заботой, нацелить на решение стоящих перед семьей задач. В противном случае получится так, что все свое время он будет посвящать организации и жить ее жизнью.

Надо отметить, что именно молодежь, пришедшая в деструктивную организацию, очень часто видит противоречия и, взрослея, уходит оттуда. В этот момент им просто необходима всяческая поддержка.

Выход из группы – только начало. Человеку предстоит длительный путь исцеления, ему придется заново учиться руководить собственной жизнью. Для лечения и реабилитации человека требуются годы.

Все перечисленные негативные последствия деятельности деструктивной организации при наличии юридически доказанных фактов могут быть основанием для привлечения виновных к юридической ответственности.

Тем же, кто никогда не сталкивался с действием таких организаций либо течений, следует помнить, что никакие призрачные посулы не стоят самого дорогого – себя самого, своей способности думать самостоятельно, пусть и не всегда верно. Поверьте, цена за это очень высока.

Поделиться