В казну возвращено более 760 млрд тенге.
В июле 2023 года Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О возврате государству незаконно приобретенных активов". На сегодняшний день работа в этом направлении продолжается и, как отметил президент в своем Послании народу Казахстана, ряд незаконно приватизированных и выведенных за рубеж активов возвращается государству. О задачах и проблемах в законе, о результатах работы возврата выведенных средств – в материале Liter.kz.
Разгосударствление экономики – одна из серьезных задач, стоящих перед властью. Оно направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.
Мы строим открытую конкурентную экономику, поэтому предстоит передать их рынку, но уже на прозрачных и выгодных для государства условиях. В целом процессы приватизации и проведения народных IPO следует существенно ускорить. Главная цель – кардинально повысить прозрачность и эффективность управления активами, – подчеркнул президент в своем Послании.
С 2024 года правительству поручено начать приватизацию всех непрофильных активов и проведение народных IPO компаний Фонда "Самрук-Казына", Air Astana, подготовить к выходу на рынок компанию QazaqGaz, реализовать государственные активы в крупных компаниях.
В июле 2023 года Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О возврате государству незаконно приобретенных активов", который в целом направлен на повышение благосостояния населения. Его механизмы применяются к крупным коррупционерам и олигопольным группам, сросшимся с государственным аппаратом и имеющим связи и влияние.
Как отметила депутат Мажилиса от партии AMANAT Снежанна Имашева, цель закона – устранить имеющуюся социальную несправедливость.
Большая часть казахстанцев имеет небольшие доходы и испытывает трудности с доступом к обычным экономическим и социальным благам. В стране все еще есть люди, которые не имеют доступа к питьевой воде, асфальтированной дороге, медпункту и школе поблизости. В любой стране мира найдутся как невероятно богатые, так и крайне бедные люди. И нет никаких вопросов к тем, кто приумножает свое состояние благодаря уму, трудолюбию, предпринимательским усилиям, способности конкурировать и т.д. Но там, где накопление капиталов происходит благодаря выгодно занимаемому положению, связям с власть имущими, административным ресурсам, коррупции, должны возникнуть справедливые вопросы и требования объяснить происхождение богатства, – сказала Снежанна Имашева.
Когда будет достигнута главная цель закона – покажет время, считает депутат. Правовая основа создана, и при необходимости будет дополнена.
Фото: Facebook Снежанны Имашевой
При этом политолог Эдуард Полетаев добавил, что Казахстан не единственная страна, для которой актуальна тема возврата активов. С его слов, развивающиеся страны ежегодно теряют до 40 миллиардов долларов в результате взяточничества, присвоения средств и прочей коррупционной деятельности.
Самое главное в таком вопросе – вовремя принять соответствующие меры, иначе возвратить их будет крайне сложно. Немалая их часть осела в офшорах – государствах и территориях, представляющих льготный налоговый режим, а также дающих возможность скрыть источник приобретения денежных средств и не декларировать их в стране происхождения, – считает политолог.
Согласно закону, наряду с другими критериями для применения положений, лица должны иметь в совокупности активы на сумму свыше 13 миллиона МРП, что составляет на сегодня 44 миллиарда 850 миллионов тенге, или порядка 100 миллионов долларов США.
Болезненной точкой закона можно назвать суммы активов. С каждым годом МРП растет, соответственно ставка будет увеличиваться. У нас немало миллионеров, но все же получается, что закон коснется далеко не каждого чиновника или представителя квазигосударственного сектора. К тому же доказать аффилированность субъектов тоже не просто, – сказал политолог.
Существует несколько этапов возврата активов, на каждом из которых свои процессы с учетом законодательства страны, особенности юрисдикции. По словам Эдуарда Полетаева, их возврат может занять несколько лет.
Практика должна предполагать координацию и сотрудничество Казахстана в этом вопросе. И тут вопрос не только в правовом варианте, здесь играют и политические, дипломатические инструменты. Если с одними государствами у нас есть договоренность, настроены дипломатические отношения, то с другими – нет. Чем возбуждать международный арбитраж, который требует финансовых и организационных усилий, гораздо проще иметь договоренность между странами, – сказал Эдуард Полетаев.
Также он добавил, что на практике это все сопровождается целым спектром проблем, в результате которых далеко не всегда удается вернуть выявленные и даже конфискованные или замороженные на территории иностранного государства активы. Причинами служат особенности законодательств, выбытие имущества из собственности обвиняемого, недостаточность доказательств, подтверждающих преступную деятельность либо нахождение активов во владении обвиняемого и иные основания, в том числе формальные.
Фото: из личного архива Эдуарда Полетаева
По данным межведомственной комиссии, которая занимается возвратом средств, незаконно выведенных за рубеж, по состоянию на май 2023 год в собственность государства вернули активы на сумму свыше 760 миллиардов тенге, в том числе 575 миллионов долларов – из иностранных юрисдикций. К тому же, согласно подсчетам разных экспертов, за последние 25 лет в результате хищений, коррупции, присвоения средств и уклонения от налогов за границу выведено около 140-160 миллиардов долларов.
Отметим, что Верховный суд удовлетворил 24 протеста Генпрокуратуры на решения, ранее необоснованно вынесенные в пользу субъектов олигополии. К примеру, принято судебное решение о признании незаконным приватизации 31% акций Алматинского завода тяжелого машиностроения, в другом случае взыскано 1,3 миллиарда тенге с собственников столичного гостиничного комплекса "Думан".
Напомним, раннее было заявлено, что поступившие в пользу государства активы будут передаваться в специальный государственный фонд, который представляет собой контрольный счет наличности в Министерстве финансов. В последующем средства будут направляться для финансирования социальных, экономических проектов.