"Ощутимого эффекта не наблюдается": мажилисмен высказался о работе "оборотной схемы" по сдерживанию цен
В рамках выездного заседания в Алматы члены Республиканского общественного совета по развитию экономики, предпринимательства и аграрного сектора при партии AMANAT посетили супермаркет “Magnum Cash&Carry”, посмотрели, как работает “оборотная схема”. О том, как можно улучшить механизм действия этого инструмента по сдерживанию цен, рассказал депутат Мажилиса Парламента РК от партии AMANAT Аманжан Жамалов, передает Liter.kz.
Республиканский общественный совет по развитию экономики, предпринимательства и аграрного сектора при партии AMANAT на своих заседаниях регулярно поднимает вопрос инфляции и роста цен на продовольствие.
По словам мажилисмена, на сегодня рост цен остается главной проблемой экономики, поэтому необходимы решительные меры, чтобы инфляция не «съедала» доходы казахстанцев.
Я, как депутат, часто критикую Национальный банк и Правительство за нерешительность и твердолобость в вопросе сдерживания цен. И посвятил этому не один депутатский запрос. Но у этой проблемы есть и третья сторона – это торговые сети. В настоящее время товары на прилавках достигли “бешенных” цен. И Правительству уже необходимо для этой ситуации срочно разработать “вакцину от бешенства”. Сейчас основные меры сдерживания роста цен реализуются через сами торговые сети. Основной инструмент - “оборотная схема”. Это льготное кредитование торговых сетей, которые берут на себя обязательства по сдерживанию цен. На нее потратили 81 млрд.тенге, а ощутимого эффекта не наблюдается. Цены растут, - утверждает депутат.
В рамках выездного заседания в Алматы члены Совета посетили супермаркет “Magnum Cash&Carry”, посмотрели, как работает “оборотная схема” и убедились, что механизм требует серьезной доработки.
Со слов Аманжана Жамалова, в “оборотной схеме” участвует ограниченный список товаров, который заранее оговаривается. В “Магнуме”, к примеру, цены сдерживаются только по 19 социально-значимым товарам.
Невозможно посчитать реальный эффект “оборотной схемы”, поскольку нет данных, какая доля товаров из общего объема была продана по льготным ценам. Считается, что “Магнум” закупает товары только на сумму выделенного займа, и потом продает их у себя в магазине. То есть, в магазине может продаваться товар по льготной цене. В то же время, одновременно эти же товары продаются по обычной рыночной цене. Естественно, льготный товар при этом быстро раскупается и его хватает на небольшое время торговли, и остаются эти же товары по высокой цене. Конечно, скорее всего эти 81 млрд. тенге по всей стране – это “капля в море”. “Оборотная схема” работает в пользу всех слоев населения. Любой, кто зашел в магазин, независимо от его дохода, может купить товар по льготной цене. Льготный товар выставляется на полки и весь он может быть куплен одним оптовиком или просто состоятельными людьми, и если за ними в магазин зайдет семья с низкими доходами, то льготного товара для них уже нет, - приводит доводы народный избранник.
Законом установлена предельная наценка на социально значимые продукты не более 15%. Но в торговых сетях еще есть так называемые “ретробонусы”. Депутат назвал этот инструмент “разбойничьим”, который придумали торговцы, заставляющие производителей отдавать плоды их труда за ничтожную плату. Путем начислений на них так называемых “ретробонусов”, покупателей принуждают покупать эти товары у них по гораздо более высокой цене.
Фактически это плата производителей магазину за продажу товара, чтобы товар вообще мог попасть на полку. Если учитывать эти бонусы, то наценка в торговых сетях составляет почти 40%, вместо установленных законом 15%. Возьмем, например, бутылку минеральной воды. Ее себестоимость условно 100 тенге. К этой сумме начисляется “ретробонус” в 20 тенге. Плюс наценка 15%, или 18 тенге. Конечная цена – 138 тенге. После продажи товара 120 тенге уходят производителю, из которых он возвращает торговой сети “ретробонус” в 20 тенге. Итоговая наценка торговой сети – 38 тенге, или 38%. Но никак не 15%, - пояснил Жамалов.
С его слов, граждане не знают, какие товары продаются по льготным ценам. На каждой продукции из списка есть специальная маркировка, указывающая, что данный товар является социальным и имеет специальную цену. Но она настолько мелкая и неяркая, что едва заметна.
Депутат назвал несколько инструментов по улучшению работы “оборотной схемы”. В качестве первого он отметил анализ эффекта от применения механизма, в частности, определение, какой объем товаров в общем потреблении продается по льготным ценам.
Если эффект от “оборотной схемы” низкий и товаров не хватает, объем финансирования нужно увеличивать. Конечно, невозможно обеспечить всех покупателей товарами по низкой цене. Но цены на товары, продаваемые по “оборотной схеме”, должны служить “маяком” для других торговых сетей и магазинов. Они должны заставить их ориентироваться на эти цены, и учитывая конкуренцию, не задирать цены на товары, продаваемые у них. Для этого нужно также анализировать цены и объемы у других ритейлеров. Следует подумать над расширением перечня товаров. Потребительская корзина казахстанцев состоит не из 19 товаров. Нужно изучить систему так называемых “ретробонусов”, применяемых торговыми сетями. Принять методологическое решение относительно контроля наценки товара с учетом “ретробонусов”. Разработать стандартную маркировку льготных товаров, субсидируемых государством, - предложил мажилисмен.
В заключение он отметил, что наиболее эффективным инструментом поддержки социально-уязвимых слоев населения являются адресные меры. Поэтому льготные товары лучше продавать именно этой категории населения. В качестве одного из экономических инструментов депутат предложил продовольственные карточки, по которым граждане могут приобрести товар по сниженной цене. Тогда поддержку получат именно те, кто в ней нуждается, уверен он.