Основные кризисы, с которыми сталкиваются дети в Казахстане

Советы казахстанским родителям.

Жулдыз Жапарова

Детство в современном Казахстане не всегда безоблачно. Социальные, экономические и психологические факторы накладывают отпечаток на развитие детей, создавая кризисы, с которыми сталкиваются как сами дети, так и их родители. Разберем основные проблемы, влияющие на подрастающее поколение. Подробнее на Liter.kz.

Кризис раннего детства (0–3 года)

Этот период жизни ребенка является базовым для формирования привязанности, эмоционального интеллекта и уверенности в мире. Однако казахстанские дети нередко сталкиваются с проблемами:

Недостаток родительского внимания – в условиях растущего темпа жизни родители вынуждены работать, а дети остаются на попечении бабушек, нянь или в яслях.

Отсутствие качественного ухода – нехватка профессиональных специалистов в детских садах, слабая доступность раннего развития.

Психологическая нестабильность родителей – высокий уровень стресса, финансовые трудности в семье сказываются на эмоциональном фоне ребенка.

Кризис трех лет

Часто сопровождается первым столкновением с границами и правилами. В Казахстане проблема усугубляется:

Авторитарным воспитанием – многие родители предпочитают жесткую дисциплину, что может привести к замкнутости или агрессивности ребенка.

Отсутствием гибкой системы детских садов – ребенок начинает социализироваться, но не всегда попадает в комфортную среду.

Школьный кризис (6–7 лет)

Переход в школу – серьезное испытание. В Казахстане оно осложняется:

Большими нагрузками – высокие требования к первоклассникам, раннее введение английского языка и сложных предметов.

Проблемами адаптации – не все школы имеют психологов, способных помочь ребенку справиться с изменениями.

Травлей (буллингом) – несмотря на развитие антибуллинговых программ, в школах по-прежнему распространены случаи психологического давления со стороны сверстников.

Подростковый кризис (11–16 лет)

Один из самых сложных периодов. Казахстанские подростки сталкиваются с:

Учебным стрессом – давление из-за подготовки к ЕНТ, конкуренция за гранты.

Социальными проблемами – влияние социальных сетей, сравнение себя с другими, возможное развитие комплексов.

Сложностями с родителями – разница поколений, особенно в традиционных казахских семьях, где родители ожидают беспрекословного послушания.

Проблемами самоидентификации – поиск себя в условиях, когда общество навязывает стандарты.

Кризис выбора будущего (17–18 лет)

Окончание школы ставит перед казахстанскими подростками серьезные вопросы:

Давление родителей – в традиционных семьях дети часто вынуждены следовать не своим желаниям, а ожиданиям родных.

Выбор профессии – многие выбирают не то, что хотят, а то, что “престижно”.

Финансовые трудности – не у всех есть возможность поступить в вуз, что порождает стресс и неуверенность в завтрашнем дне.

Психолог и специалист по детскому развитию Алия Кайратовна отмечает, что дети нынешнего поколения, как ни удивительно, но сталкиваются с гораздо большим количеством стрессовых факторов, чем их родители, которые жили в гораздо худших условиях.

“Современные дети сталкиваются с гораздо большим количеством стрессовых факторов, чем предыдущие поколения. Информационный перегруз, давление со стороны школы и семьи, а также влияние социальных сетей создают дополнительные трудности. Очень важно уделять внимание эмоциональному благополучию ребенка, развивать навыки адаптации и устойчивости к стрессу”, – заявила она.

Для минимизации кризисов, по мнению психолога важны:

Развитие доступной психологической помощи в детских садах и школах.

Гибкая образовательная система, учитывающая индивидуальные способности ребенка.

Внимательное отношение родителей к эмоциональному состоянию детей.

Работа с буллингом, развитие программ социальной адаптации.

Детство – не только период радости, но и время важных испытаний. Казахстанское общество должно стремиться к созданию условий, в которых дети смогут преодолевать кризисы с наименьшими потерями, сохраняя психическое здоровье и уверенность в себе.

Новости партнеров