Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

Особая миссия: какие вызовы стоят перед госслужащими Казахстана

Есть ряд факторов

Особая миссия: какие вызовы стоят перед госслужащими Казахстана
Фото: ДАДГС по Алматы

Руководитель Департманта Агентства по делам госслужбы по Алматы Шынарай Алимхан в интервью Liter.kz рассказала об особенностях госслужбы и проводимой работе по повышению ее престижа в глазах казахстанцев.

- Относительно деятельности госслужащих возникает много вопросов, в сетях публикуется много разных отзывов в частности, о качестве их работы, о нарушениях, которые ими допускаются. Могли бы Вы рассказать, насколько сейчас конкурентоспособна государственная служба?

- Прежде всего, мы должны понимать, что государственные служащие-это такие же граждане Казахстана, которые обладают равными правами и обязанностями. Вместе с тем, законодательством определены определенные требования к государственным служащим- в строгом соответствии выполнять должностные обязанности, соблюдать этические нормы и ограничения, предусмотренные законодательством, поскольку к личности госслужащих обращены все взгляды общества. Поэтому, поступая на госслужбу, кандидат внимательно ознакамливается с законодательными требованиями, а кадровые службы либо службы управления персоналом внимательно изучают послужные списки на соответствие его квалификационным требованиям.

В 2023 году в Алматы насчитывалось порядка 4 тысяч госслужащих,при этом, процент вакансий составлял свыше 10%. Динамика изменений показывает постепенное снижение вакансий на протяжении шести месяцев 2024 года, в связи с чем, работа Департамента направлена на обеспечение привлекательности госслужбы: в частности, активно применяется инструменты по внедрению гибкого графика работы, не так давно введенный порядок распределения по факторно-балльной шкале, позволил дифференцировать заработную плату сотрудников между блоками А и B, появилась возможность внеконкурсных назначений для ряда категорий служащих, внедрен институт контрактных служащих-вот только часть изменений, которые внедрены Агентством для поддержки государственных служащих и защите их интересов.

Об этих нововведениях мы на постоянной основе информируем действующих служащих и кандидатов, желающих поступить на госслужбу, в том числе, студенческую молодежь. Поэтому достаточное количество произошедших преобразований в пользу служащих, позволяет госслужбе конкурировать с частным сектором.

- Вы говорите о соблюдении этических норм служащими. Что это за нормы, ограничения, не ущемляет ли это права госслужащих? 

- В 2022 году утверждена новая редакция Этического кодекса, согласно которому, для достижения эффективной деятельности государственному служащему необходимо владение профессиональными знаниями, умениями, навыками, которые основаны на 6 основных принципах: добросовестности, честности, открытости, вежливости и клиентоориентированности. Несоблюдение данных принципов приводит к нарушениям, которые могут вызвать общественный резонанс и негативно отразится на сфере госслужбы. Поэтому, нами постоянно проводится мониторинг состояния по соблюдению госслужащими этических норм.

В частности, проводится мониторинг средств массовой информации на предмет наличия/отсутствия негативных публикаций, проводим мониторинг административной, уголовной практики на предмет наличия/отсутствия проступков со стороны служащих, анализ коррупционных правонарушений, мониторим и заслушиваем деятельность уполномоченных по этике. Более того, Агентством по делам госслужбы разработаны специальные комментарии к этическому кодексу, целью которых определено обеспечение единства толкования и применения положений Этического кодекса государственных служащих РК., в содержании которых, представлены постатейные разъяснения норм Этического кодекса, принципов и стандартов этического поведения сотрудников государственного аппарата.

Кроме того, регулярно проводимые разъяснительные мероприятия ,встречи уполномоченных по этике со служащими позволили уменьшить этические нарушения. За совершение этических нарушений, ответственность ряда категорий служащих, рассматривается Советом по этике. Таким образом, в целях недопущения случаев этических нарушений и исключения критики со стороны общественности проводится целый комплекс мероприятий, включая ежемесячную аналитику по состоянию динамики работы. Ознакомившись с миссией уполномоченного органа, мы понимаем, что задачей Департамента также является рассмотрение обращений граждан, обеспечение контроля качества оказания госуслуг.

- Подробнее о результатах... Вы помогаете гражданам защитить нарушенные права?

- Вы правильно заметили, важная наша задача – это защитить права граждан путем качественного оказания государственных услуг. В Алматы 46 услугодателей, которыми оказываются государственные услуги. Из года в год растет количество оказываемых услуг, к примеру, только в 1 квартале 2024 года по Алматы оказано более 5 млн услуг, только за 2023 год их число превысило 23 млн.

Сфера госуслуг охватывает практически все аспекты жизнедеятельности граждан, поэтому каждый человек, обратившись в ЦОНы, либо в госорган или в электронном виде либо через ряд других инструментов, должен своевременно получить услугу в случае соответствия документов требованиям законодательства. Но встречаются случаи, когда услугодатели некачественно предоставляют услуги-выносят необоснованные отказы, затягивают сроки предоставления документов. Это мы усматриваем при рассмотрении обращений граждан, в ходе удаленного мониторинга отказов, выдачи разрешительных документов, иных контрольных мероприятий.

При подтверждении доводов, услугодатели привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности, а гражданам восстанавливаются, если законам не противоречит, нарушенные права.

- Если граждане будут недовольны Вашим ответом?

- Вы правы, встречаются случаи, когда граждане не удовлетворяются нашим ответом, результатами нашей проверки. В таком случае, они вправе обжаловать наши акты в вышестоящий орган. Вместе с тем, административным процедурно-процессуальным кодексом внедрена процедура заслушивания, которая проводится с услугополучателями в случаях издания неблагоприятного для них акта: мы организуем встречу с заявителем и детально разъясняем порядок проверки, отвечаем на доводы, описанные в обращениях. 

В это время граждане вправе выразить свою точку зрения на результаты, задать интересующие вопросы, на которые сотрудники Департамента дают развернутые ответы. После данной процедуры предоставляется окончательный ответ с указанием возможности его обжалования согласно законодательству.

- Недавно, 23 июня отмечался День государственных служащих службы. Что Вы пожелали государственным служащим?

- Всем государственным служащим желаю крепкого здоровья, благополучия и успешной работы.

Новости партнеров
×