От газет и соцсетей до ИИ: как меняется казахстанская журналистика
Какими были тенденции развития СМИ?
Каждый день в стране и мире происходит множество событий, которые влияют не только на нашу жизнь, но и формируют историю. Абстрагироваться полностью от новостей невозможно. Кто-то продолжает читать газеты, кто-то смотрит телевидение, некоторые слушают радио в автомобиле, ну а юзеры используют социальные сети. Когда появились первые газеты в Казахстане, как в нашу жизнь пришли социальные сети и заменит ли журналистов искусственный интеллект – в материале Liter.kz.
Фото: pixabay.com
Постсоветский период
Самыми первыми появились газеты. Первые упоминания возникновения русскоязычной газеты "Туркестанские ведомости", освещавшей события в Туркестанском крае и в частности на казахских землях, относятся к 1870 году. Следом за ней выходит и казахскоязычное приложение "Түркістан уәлаятының газеті" ("Газета Туркестанского края"), выходившее с 1870 по 1882 год, а с 1888 по 1902 год – под названием "Дала уәлаятының газеті" ("Газета Степного края"). А из журналов на казахском языке первым стал "Айкап" (1911-1915 годы) в Троицке (ныне Челябинская область).
Особый рост числа казахстанских периодических изданий произошел после Февральской и Октябрьской революций. Однако недолго, и уже к 1930 году пошел на спад.
Тем не менее в Казахской ССР выпускалось множество общественно-политических и ведомственных газет, работающих под руководством городских, областных комитетов и ЦК Компартии Казахстана. Самыми популярными республиканскими газетами являлись "Казахстанская правда", "Ленинская смена", "Социалистик Казахстан", "Лениншил жас", "Пионер Казахстана", который позже был переименован в "Дружные ребята". Среди журналов, издававшихся в Казахской ССР, популярностью пользовались "Кызыл Казахстан" ("Акикат"), "Жана адебиет" ("Жулдыз") и другие.
Если сейчас сообщения от читателей приходят через электронную почту, мессенджеры, то раньше в каждой редакции существовал "отдел писем". Люди писали письма, как со словами благодарности, так и о несправедливости, бездействии начальства или нарушениях на местах, на которые корреспондент незамедлительно выезжал. По опубликованным критическим материалам и письмам местные власти обязательно должны были принять меры.
Фото: pixabay.com
Период независимости
В постсоветский период практически не существовало независимых СМИ. Только в 1990 году с прекращением деятельности КПСС и КП, а также принятием декларации о государственном суверенитете Казахстана появились первые независимые газеты, радио и телеканалы.
СМИ разделились на государственные и коммерческие: изменился формат вещания электронных СМИ, появились новые рубрики, расширяется тематика публикуемых материалов, развивается связь с общественностью, реклама, развлекательный контент.
Благодаря официально зарегистрированному в 1994 году национальному домену "kz", появился первый сайт на казахском языке физико-технического института. Ближе к 2007 году количество пользователей интернет-пространства по стране достигло отметки в 1,67 миллиона человек.
Позже, в 2008 году, начался период слияния различных медийных компаний, который способствовал формированию конкурентоспособных медиахолдингов.
Фото: pixabay.com
Сетевая журналистика
На сегодняшний день социальные медиа и сети формируют новые способы коммуникации. К примеру, Facebook, Twitter, Instagram – здесь люди могут выразить свою точку зрения, пожаловаться, добиться решения какого-либо вопроса. Теперь мы легко узнаем о том, что происходит на другой части страны, даже в самом маленьком ауле.
Также здесь стоит сказать и про блогеров, жителей, которых называют гражданскими журналистами. Все чаще на их страничках можно увидеть не просто светскую жизнь, но и освещение проблем населения, а порой их посты несут в себе целые расследования. Теперь информация на одной из страничек социальных сетей – вполне повод для заметки в СМИ. Печатные издания тоже идут в ногу со временем и открывают сайты.
Телевидение быстро адаптировало свой аудиовизуальный язык к возможностям онлайн-сети. Ранее ТВ-передачи можно было смотреть лишь по телевизору, сейчас все это транслируется как в прямых эфирах на их сайтах, так и посредством YouTube, что еще больше расширяет аудиторию.
Фото: pixabay.com
Каждый год появляются новые платформы, завоевывающие аудиторию. Одна из них – TikTok. Само приложение специфично, поэтому, чтобы найти "своих", нужно немного потрудиться. К примеру, здесь "заходят" мини-интервью, короткие новостные сюжеты. Некоторые СМИ разбавляют новости и раскручивают "себя" через участие в популярных челленджах. Все-таки для TikTok лучше подходит развлекательный контент.
Telegram – уже не просто способ общения между людьми, но и электронный канал новостей. Раннее интернет-медиа открывали каналы только как дополнительные площадки для своего контента, то сейчас трансформируются в самостоятельные медиа.
В большинстве новостных каналов на Telegram уже не нужно кликать по заголовку материала, чтобы понять, о чем речь. Все написано кратко и лаконично. А если все-таки материал большой, то решать вам – пройти по прикрепленной ссылке или нет.
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект проникает во все сферы нашей жизни, включая журналистику. На самом деле преимуществ множество, и некоторые мировые СМИ уже давно его используют при создании материалов. Искусственному интеллекту не требуется орфографическая проверка – он грамотен и соблюдает все языковые правила, которые в него заложены.
Однако без участия человека нейросеть не работает. Его тексты получаются довольно сухие, а журналисты, как мы знаем, работают с фактами и с контентом, который придает определенный эмоциональный окрас и смысл.