Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

Паводки и наводнения: как эти проблемы решают в мире

Собрали исследования о США, Греции и Голландии.

07.02.2023, 09:13
Паводки и наводнения: как эти проблемы решают в мире
Фото: unsplash.com

С утра 2 февраля в нескольких районах Туркестанской области затопило дворы и улицы из-за того, что вода в водоемах стала выходить из берегов. Синоптики и спасатели предупреждали об увеличении осадков в регионе — сильные дожди и интенсивное таяние снега. Через два дня, 4 февраля, в связи с резким повышением температуры в населенных пунктах Алматинской и Жамбылской областей начал таять снег, а вода разливалась по улицам поселков вдоль жилых домов. Каждый год в конце зимы и начале весны казахстанские СМИ заполняются новостями о паводках и наводнения в разных областях страны. В преддверии этого периода редакция Liter.kz решила изучить мировой опыт в борьбе с паводками и наводнениями.

Паводки не признают границ между странами, регионами или организациями. Именно поэтому управление рисками трансграничных паводков является обязательным: в него вовлечены правительства, так как речь идет о границах, и население соответствующих стран, когда речь идет о рисках. В то же время реализовать его достаточно сложно: для этого требуются совместный мониторинг, прогнозирование, система раннего оповещения, согласованная оценка рисков и совместное планирование мероприятий, а также создание соответствующей правовой и институциональной базы, — объяснял сопредседатель Целевой группы по воде и климату Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии Томас Штратенверт. 

По информации ВОЗ от 2017 года, за предшествующие 20 лет в европейском регионе зарегистрировали наводнения и паводки в 49 из 53 государств – членов Европейского региона ВОЗ. По подсчетам, основанным на информации Международной базы данных о бедствиях (EM-DAT), в Европе в результате около 400 наводнений погибли более двух тысяч и пострадали 8,7 млн человек. Финансовые потери составили как минимум 72 млрд евро в период между 2000-2014 годами.

США

Специалисты проекта Pew Charitable Trusts в начале 2023 года рассказали, как в прошлом году американские штаты "добились больших успехов в повышении устойчивости к наводнениям". Они включали в себя создание офисов, где занимались составлением рисков наводнений, финансированием проектов инфраструктуры, устойчивой к наводнениям, а также развитием районов, менее подверженных риску наводнений. И четыре штата отметились в 2022 году принятием новой политики, запуском программ и использованием обновленных данных о наводнениях для принятия решений. Однако сначала нужно напомнить, что в прошлом году ущерб от экстремальных погодных условий составил в США более 165 млрд долларов.

Поэтому штаты Мэн, Нью-Джерси, Северная Каролина и Южная Каролина разработали предложения для регионов, борющихся с "разрушительными наводнениями". По этим предложениям штаты должны:

  • разрабатывать и ссылаться на актуальные и перспективные данные об осадках и наводнениях, чтобы понимать риски в масштабах штата;
  • сохранять и восстанавливать природные особенности, повышающие устойчивость;
  • оказывать прямую и значимую поддержку сообществам и жителям.

Например, в 2022 году общины по всему штату Мэн получили в общей сложности 5,4 млн долларов на поддержку мер по борьбе с изменением климата, включая планирование и проекты по обеспечению устойчивости к наводнениям, в рамках партнерства по обеспечению устойчивости сообществ. Это партнерство запустили в 2021 году, и уже в первый год своей работы оно поддержало 127 сообществ Мэна в таких делах, как, например, оценка уязвимости региона перед наводнениями. Эта программа также предоставляет лидерам-активистам тренинги по жизнестойкости, взаимное обучение и возможности для оказания помощи сообществам и объединениям, которые имеют ограниченный штат, опыт и финансирование.

Наводнение в Аннаполисе/.flickr.com

Общины Северной Каролины в прошлом году продолжили разрабатывать оценки уязвимости и определять приоритетные проекты по управлению рисками наводнений в рамках государственных программ по обеспечению устойчивости прибрежных районов и сельских районов. 

В декабре 2022 года департамент охраны окружающей среды Нью-Джерси опубликовал правило защиты от наводнений внутри страны, которое требует, чтобы решения основывались на обновленных данных об осадках и климатических прогнозах. Завершение действия этого правила в 2023 году будет способствовать "реализации первого приоритета стратегии Нью-Джерси по противодействию изменению климата на 2021 год, которая заключается в создании устойчивых и здоровых сообществ".

Если же говорить о стране в целом, то, по данным Научно-информационного центра межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии, одним из самых популярных способов борьбы с наводнениями в США является водоспуск. Это гидротехническое сооружение с отверстиями, которое служит для "опорожнения водохранилища, промыва донных насосов, а также для пропуска эксплуатационных расходов воды в нижний бьеф". Есть два вида водоспуска — трубчатый и тоннельный. Трубчатый водоспуск находится в теле бетонной плотины. Тоннельный водоспуск применяется в земляных и каменных плотинах и располагается в основании плотины или в обход ее.

Греция

По данным документа "Управление риском трансграничных паводков: опыт региона ЕЭК ООН", на севере Греции протекают пять трансграничных рек, а на северной границе страны — два международных озера. Сильные паводки в этих регионах возникают после ливней, проходящих во время таяния снегов. Они случаются в конце зимы, весной и в начале лета.

Для предотвращения стихийных бедствий (включая наводнения), защиты от них и контроля над ними был принят Национальный генеральный план действий в чрезвычайных ситуациях ("Ксенократис"). Прогнозирование паводков и предупреждение о них осуществляются Греческой национальной метеорологической службой (ГНМС), которая отвечает за прогнозирование чрезвычайных ситуаций и предупреждение об обильных осадках, Греческой администрацией гражданской защиты, а также соответствующими региональными префектурами и муниципалитетами, — говорится в исследовании ООН.

Кроме того, по всей Греции расположены около 2 000 гидрометеорологических станций. Система мониторинга погоды ГНМС состоит из примерно 150 метеорологических станций, девяти метеорологических радиолокационных станций, спутниковых систем и сети выявления молний, состоящей из восьми датчиков.

Основным недостатком является то, что различные государственные службы создали и эксплуатируют местные сети с ограниченным охватом, и в стране до сих пор нет единого административного органа, отвечающего за организацию и функционирование национальной сети на основе единых научных и технических процедур. Кроме того, поскольку большинство станций расположены на низких высотах, наблюдается значительный дефицит данных измерений из горных районов, — объяснили эксперты.

Проблемы Греции доставляет и река Мерич, которая протекает по территории трех стран — Турции, Болгарии и самой Греции. Паводки зарождаются у истоков реки и ее притоков — на территории Болгарии. При этом безопасность Турции напрямую зависит от достоверности информации об опасности наводнения, которую должна предоставлять Болгария. Важно отметить, что до 2003 Турция и Болгария не обсуждали между собой вопросы паводков. Затем Турция и Болгария начали сотрудничать в сборе данных и передаче информации, а также прогнозировании паводков и раннем оповещении о них. Однако вместе Греция, Турция и Болгария не могут выстроить крепкое сотрудничество в деле оповещения о паводках.

Сотрудничество между тремя прибрежными государствами идет сложно, в частности, из-за различий в институциональных структурах. Еще одной проблемой является общение, в частности, между политиками. В качестве первого шага к сотрудничеству можно предложить совместную разработку гидрологической модели. В то же время сотрудничество на техническом уровне станет даже более интенсивным при наличии политической поддержки, — говорится в документе ООН.

Голландия

В 1999 году в Голландии создали Комитет по управлению водными ресурсами. В 2001 году комитет утвердил некоторые руководящие принципы для будущего управления водными ресурсами в Голландии. Голландское правительство использовало эти принципы в новом подходе. Туда входят:

1) Понимание: нужно больше и лучше распространять информацию о природе и рисках наводнения. А частным лицам можно предложить внести вклад в "снижение риска в дополнение к своим собственным усилиям".

2) Трехступенчатая стратегия:

  • прогнозирование чрезвычайной ситуации вместо реагирования на нее;
  • постоянное управление водными ресурсами;
  • выделение больших площадей для орошения в дополнение к осуществлению технологических мер.

3) Большие площади для рек и выделение большего места для (непредвиденного) хранения воды.

4) Территориальное планирование — поддержание пропускной способности реки при помощи законодательства, препятствующее деятельности человека, не связанной с водой, (такие как жилищное обеспечение, промышленные зоны) в поймах и посредством приспосабливания муниципальных схем районирования.

5) Знания — нужны новые требования на координацию и распределение знаний и образования, касающиеся управления водными ресурсами.

6) Обязанности: за гарантию безопасности и ограничение общества от возможных проблем, связанных с водой, ответственны все — правительство, местные власти, водохозяйственные управления и муниципальные власти.

7) Инвестиции: нужны дополнительные инвестиции как в национальных, так и в региональных системах управления водными ресурсами.

8) Усиление международного сотрудничества.

В заключение нужно отметить, что как минимум половина успеха в борьбе с наводнениями и паводками зависит от информированности населения и глубоких исследований природы того или иного населенного пункта. Если своевременно проводить исследования, наладить систему грамотного оповещения населения и вовлекать его в борьбу со стихийными бедствиями (здесь может быть полезен опыт США), то можно добиться хороших результатов и сэкономить миллионы республиканского бюджета. Но при этом не следует бездумно переносить на Казахстан опыт зарубежных стран — нельзя забывать об особенностях природы, воздуха, населения нашей страны, о которых не говорится в международных исследованиях и программах. Нужно грамотное комбинирование международного опыта и глубинного знания внутренних проблем страны.

Новости партнеров
×