Педагогика будущего
В Душанбе завершился знаковый семинар "Педагогика будущего: решения для современных школ", актуальность которого заложена в самом названии. Топ-менеджерам таджикского образования впервые вручены престижные международные сертификаты, которые де-юре и де-факто подтвердили новые стандарты в их профессиональном развитии.
В рамках сотрудничества Европейского союза (ЕС) и Центра педагогического мастерства АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" в Таджикистане начат масштабный проект по содействию национальной системе образования. Кардинальная модернизация профессионального развития учителей проходит на фоне подготовки к глобальному исследованию PISA, в котором республика впервые планирует принять участие в 2025 году. Поэтому в лидерской группе за парты Центра педагогического мастерства сели представители Министерства образования и науки, а также руководители образовательных структур Согдийского, Хатлонского и Горно-Бадахшанского вилоятов.
Жизнь — это не догма, жизнь — это всегда движение вперед, и мы не просто готовы, мы вдохновлены тем, что будем учиться у наших коллег из братского Казахстана, — признался советник директора республиканского учебно-методического центра при Министерстве образования и науки Таджикистана Хамза Новрузов.
Директор Центра педагогического мастерства Жанбота Кабдыкаримова, эксперт Сапура Жолдасбаева, тренер Юлия Мельникова вместе с таджикскими коллегами проанализировали глобальные изменения в современной картине мира (SPOD, VUCA, BANI) и, соответственно, глобальные тренды в школьном образовании. Лидерство и управление изменениями, стратегическое планирование, искусственный интеллект и исследовательская деятельность в педагогической практике, функциональная грамотность — каждая тема была посвящена флагманским — транснациональным и прикладным — образовательным решениям.
Самым первым достижением нашего проекта можно назвать огромную мотивацию таджикских коллег в профессиональном росте. Запланированное на следующий год участие в PISA они воспринимают как страновой и личный экзамен, — отметила директор Центра педагогического мастерства Жанбота Кабдыкаримова.
Наимжон Абдурашитов из Академии образования Таджикистана гордится своим первым международным сертификатом.
Мы сейчас находимся на стадии реформ в образовании, поэтому заинтересованы в казахстанском опыте, особенно по методологии исследований в преподавательской деятельности, по сотрудничеству учителя и ученика, по внедрению авторских образовательных решений. Мы надеемся, что наше сотрудничество обязательно будет продолжено, — сказал он.
Ключевой международный эксперт Программы ЕС по среднему образованию Айгуль Казжанова подчеркнула реальную востребованность среди таджикских педагогов в новых знаниях по глобальным трендам и профессиональном обучении в целом.
Первый проект с Центром педагогического мастерства — по содействию национальной системе образования Туркменской Республики — мы отлично отработали еще три года назад, — руководитель Программы ЕС Штефан Зиверт особо отметил заинтересованность в логичном продолжении успешного сотрудничества с казахстанскими партнерами.
В начале марта из Душанбе в Астану прилетит большая делегация, которая будет изучать казахстанские достижения в образовании. Планируется также подписание меморандума между Министерством образования и науки Таджикистана с Центром педагогического мастерства о продолжении международного проекта по профессиональному развитию учителей.
Центр педагогического мастерства известен в стране и мире системным трансфером казахстанских интеллектуальных технологий в глобальное образование, а также как транснациональный амбассадор WALS. Только с начала 2024 года ЦПМ начал внедрение исследовательской деятельности учителей через Lesson Study и Action Research.
В Кыргызстане — в образовательном комплексе "Сапат" и президентском лицее "Акылман" — центр впервые подключил к Астане африканских коллег из малавийского педагогического колледжа "Nalikule College of Education", а также начал готовить таджикских учителей к глобальному исследованию PISA.
Мира Алипинова, Астана