Педагогика стала ямой для "отбросов"? Почему издеваются над казахстанскими детьми
Образовательная система, в которой обижают, унижают и насилуют малышей и школьников, нуждается в срочном оздоровлении.
Во фразу о том, что дети – цветы жизни, когда-то закладывали глубокий смысл бытия. Но сегодня она напоминает пустой звук, особенно когда видишь, как взрослые обращаются с несовершеннолетними. Те люди, которые должны прилагать усилия для выращивания крепкого “побега”, стараются сломать создание на корню. Это касается не только казахстанских пап и мам, но и воспитателей, а также учителей. А может все дело в том, что учебные заведения стали ямой для непригодных педагогической профессии людей? Об этом и не только – в материале Liter.kz.
8 февраля почти все новостные сводки облетели кадры с камеры видеонаблюдения одного из детских садов Павлодара. Судя по запечатленной картине, персонал дошкольного учреждения закрыл догола раздетую девочку в отдельной комнате. И все это на глазах других детей. Несложно представить, какого было ребенку. Это потом, в интервью одному из республиканских телеканалов мама малышки расскажет, что дочь получила психотическую травму и теперь не может засыпать в темноте. Психологическое и физическое увечья получил и актауский школьник. Его в туалете учебного заведения избили сверстники. Аналогичных случаев – целый вагон и маленькая тележка.
Если анализировать все конфликтные ситуации, где жертвами становились несовершеннолетние, то условно их можно поделить на три большие группы: Родитель – ребенок, учитель – ребенок и ребенок – ребенок. В последнем случае дилемма между детьми возникает на почве недопонимания или на желании доминирования. А вот в первых двух вариантах одна из сторон – взрослые люди со зрелой психикой. Именно те, кто должен прилагать максимум усилий для защиты детей, выступают насильниками. И, как считает астанинский психолог Елена Тен, такое положение дел самое страшное.
Когда мы говорим о насилии над детьми, то должны понимать, что оно негативно в любых проявлениях. Но особенно невыносимы нападки старших на младших. Вы же знаете, взрослый человек физически сильнее любого ребенка, - говорит психолог.
Читайте по теме: Грубые нарушения выявили в интернате в Алматы, где избивали воспитанницу
При этом эксперт отмечает, что насилие над детьми в садах и школах проявляется не только сегодня. Физическое наказание как воспитательная мера была популярна, к примеру, и в советский период.
Честно говоря, раньше в таких фактах не видели ничего критического. Современное общество на многие вещи уже не смотрит сквозь пальцы. Да и времена изменились. Сегодня показатель рождаемости малышей небольшой, а значит, цена детской жизни очень высока, - уверена Елена Тен.
Каждый, кто проявляет разного рода насилие над несовершеннолетними, по мнению собеседницы, - крайне эмоционально неустойчивый человек.
Если насильственные действия взрослого над ребенком попали на видео, то, минимум, что чувствуют обидчики, – страх быть наказанным за поступок. Но, если избиения проходят вне зоны видимости камер и без свидетелей, то над детками издеваются жестоко, а самое главное, что все это происходит безнаказанно, - говорит Елена Тен.
Факты насилия над детьми учителями эксперт объясняет просто – моральным упадком в педагогической сфере.
А знаете в чем причина этого упадка? Низкий статус и рейтинг учительских, воспитательских профессий. Педагог представляет собой бесправное существо, которое не знает, как обращаться с дерзкими молодым людьми, – считает психолог.
В системе дошкольного образования случаи издевательств над малышами Елена Тен связывает с рядом неблагоприятных социальных и экономических факторов.
Бесправная женщина с низкой заработной платой имеет дело с множеством детей. Она неуравновешенная и неудовлетворенная жизнью. А мы с вами идем и отдаем в руки этого человека самое дорогое – дитя. У меня нет однозначного ответа по поводу того, как полностью искоренить физическое и психологическое насилия над детьми, но одно скажу точно, нужно менять подход в подготовке и трудоустройстве кадров. Образ настоящего педагога и воспитателя – это образ эмоционально-устойчивого человека, который способен управлять собой и выдерживать выпады, гнев, истерики, непослушания воспитанников, – подмечает Елена Тен.
Читайте по теме: На избиения в детсаду Уральска пожаловались родители. Возбуждено уголовное дело
С тем, что современная педагогическая отрасль нуждается в кардинальных изменениях, согласен и другой психолог из Нур-Султана – Айбек Сидиков.
В школах и детсадах работает слишком много людей, далеких от идеалов педагогики и воспитания. У них, наверняка, есть номинальное соответствие требованиям – диплом, сертификаты о прохождении различных курсов. Но трудоустраивают их потому, что лучших просто нет. Последние пять-шесть лет мы начали испытывать кадровый голод. Достойных педагогов и специалистов в образовании не осталось. Вузы, колледжи работают, но они штампуют все по плану. К тому же, в эти учебные заведения попадают те, кто не имеет огромного желания и склонность работать с детьми. Но профессию получать надо, вот и идут. То есть фильтр отбора не работает уже на начальном этапе, где формируется будущие кадры, - говорит психолог.
Что получаем? Из стен колледжей и вузов выпускают тех, кто поступил туда по остаточному принципу. По мнению собеседника, низкая зарплата или отсутствие условий при трудоустройстве тоже не улучшают ситуацию.
К тому же, если это частное учреждение, то условия, как правило, диктует работодатель, если это госучреждение, то там ситуация не лучше. В них руководство объявляет себя царями. И в таких коллективах ценятся не профессионализм человека, а личная лояльность. Картина вырисовывается не самая лучшая, верно? А теперь добавьте сюда личные, семейные, материальные трудности, не обустроенность в жизни, нерешенные проблемы и так далее. Для этих людей, которым сложно удается контролировать все процессы вокруг жизни, единственный способ показать, что они хоть что-то представляют из себя – это власть, в данном случае, над теми, кто не может ответить, дать сдачи в силу возраста и подчиненности. По сути, сотрудники никак не могут быть выше по статусу, чем ученик, воспитанник, лицо, посещающее заведение. Но с помощью отметок, оценок, пытаются добиться послушания, покорности. Однако делают они это не во благо педагогического процесса, а для того, чтобы тем самым дать волю своим накопившимся негативным проблемам. В итоге, доходит до того, что к детям применяют физическое воздействие, – отмечает Айбек Сидиков.
А ведь любое насилие, как уверен собеседник, начинается с повышения голоса или шлепка, который остался незамеченным для других. Но самое страшное – психологическое и моральное воздействие на ребенка, которое не оставляет на теле ни синяков, ни ссадин, но наносит сильный удар по самооценке.
Ужаснее всего то, что дети начинают думать и свыкаться с мыслью о том, что такое отношение взрослых – нормальное явление. Мол, папы, мамы, дяди, тети, в том числе учителя и воспитатели имеют право так поступать – бить и унижать. Они растут с этим "правилом", храня его в потаенных углах сознания. В продвинутых странах и обществах с такими душевными травмами точечно работают профессионалы. У нас все принято "прятать". А в дошкольных и учебных заведениях, где нет системной психогигиенической профилактической работы, трудятся те, кому не следовало бы вообще доверять детей, – резюмирует Айбек Сидиков.
Читайте по теме: Издевательство над ребенком в детском саду Караганды попало на видео
Для директора одной из сельских школ Восточно-Казахстанской области Гульнары Байсалхан, которая имеет 15-летний педагогический стаж, тоже не приемлемо понятие «насилие над детьми». Тем более, если речь идет об учителях. Но, как человек, знающий, как говорится, кухню изнутри, отмечает, что в некоторых случаях дети провоцируют педагога.
Ни в коем случае не оправдываю противозаконные действия учителей. Наоборот, считаю, что в силу морально-этических качеств и возложенных обязательств педагог просто обязан быть выше ученика и не опускаться до его уровня. Ведь преподаватель, в первую очередь, - психолог, который должен находить подход к таким детям без прибегания к насильственным действиям. Учителей и воспитателей, что проявляют агрессию к воспитанникам, нельзя подпускать к несовершеннолетним на пушечный выстрел, - отмечает Гульнар Байсалхан, подчеркивая, что и родителям нужно постоянно вести беседы с детьми и формировать у них чувство уважения к педагогам.
В школе, которую возглавляет Байсалхан, по ее словам, каждый год, перед началом учебного года, проводится большое собрание, в котором преподавателей просят соблюдать морально-этические нормы, и ни в коем случае не прибегать к насильственным действиям по отношению к детям и коллегам.
Был у меня один педагог, который остался работать после выхода на пенсию. Все бы ничего, но в какой-то момент человек кардинально изменился. Учитель кричал на детей по любому поводу, но особенно злобно, когда ученик не усваивал тему. Это отразилось на климате взаимоотношений. Школьники уже просто не хотели идти на его уроки. Нужно было принимать срочные меры. В итоге, я расторгла с ней трудовой договор. Знаете, все-таки возраст и усталость тоже сказывается на работе, – считает директор школы.
По данным Комитета правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры Казахстана, в прошлом году в отношении несовершеннолетних было совершено 109 правонарушений, 13 из которых – проступки, а остальное – преступления: небольшой, средней степени, тяжкие и особо тяжкие. Выяснить, сколько из этих фактов совершено в стенах детского сада или школы без специального запроса проблематично. Но суть в том, что только за один год стали жертвами более 100 мальчишек и девчонок. За 12 месяцев до этого, то есть в 2020-ом, эта цифра составляла – 59. Налицо – двойной рост статданных. Сколько еще должно случиться трагедий, чтобы взрослые научились защищать детей, а не использовать их в качестве объектов нападок или вместо боксерских груш?