Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 494.87  520.65  4.91

Переходим от полного контроля к делегированию - казахстанский политолог о новой модели власти

Приоритет отдается эффективности и точечности в решении злободневных вопросов.

Переходим от полного контроля к делегированию - казахстанский политолог о новой модели власти
Фото: sales-generator.ru

Директор Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК Айдар Амребаев, комментируя обращение Касым-Жомарта Токаева, отмечает, что теперь президентская ветвь власти намерена стать безусловно законной, эффективной и профессиональной, а ее деятельность предполагается будет прозрачной и отвечающей чаяниям большинства народа, передает Liter.kz.

В Послании от 16 марта 2022 года Глава государства озвучил несколько направлений политических реформ. Самая первая посвящена вопросам ограничения президентских полномочий. Это необходимо для перехода от суперпрезидентской власти к системе при которой ветви власти будут сбалансированы и станут отвечать потребностям общества.

Отход от излишней концентрации президентских полномочий подразумевает собой не самоустранение Главы государства от решения актуальных вопросов, а, наоборот, сгармонизированность и ответственность ветвей власти. Касым-Жомарт Токаев придерживается позиции – сильный президент, авторитетный парламент и подотчетное правительство. Это три силы, которые обеспечивают гармоничное развитие властных институтов в Казахстане, – говорит Айдар Амребаев.

Если раньше власть концентрировалась в руках одного человека, то теперь, как отмечает политолог, Казахстан переходит к системе, когда лидер страны делегирует свои полномочия.

До сих пор мы имели суперпрезидентскую власть, когда президент отвечал за все, был над всеми ветвями власти. Он контролировал практически все во властной вертикали и, одновременно, не отвечал перед законом за свои действия. Сейчас Президент Токаев предлагает, с одной стороны, более эффективную модель, поскольку она позволяет делегировать отдельные ответственные сферы на разные уровни управления, в которых более компетентны те или иные государственные структуры, – добавляет собеседник.

Здесь, в качестве показательного примера Айдар Амребаев приводит недавний отчет представителей силового блока страны – Генеральной прокуратуры и МВД перед парламентариями о расследовании январской трагедии.

С этой точки зрения важной является мысль Президента, высказанная им еще на Съезде партии AMANAT о том, чтобы все общественные дискуссии перешли в стены Парламента и местных представительных органах власти - маслихаты.  Важно, чтобы волнующие население вопросы ставились не на площадях с камнем в руках, где людям сложно услышать друг друга, а на такой институциональной площадке, как Парламент и Маслихаты. Президент предлагает усилить значение и влияние Маслихатов в решении вопросов соответствующего уровня. Действительно, после упразднения права Президента снимать с должности акима района, города, сельского округа эта задача делегируется маслихатам. Они же теперь будут рассматривать кандидатов на пост акимов. Президент же назначает акима области и города республиканского значения области исключительно на альтернативной основе с согласия маслихата. Были горячие головы, которые говорили, а пусть акимов избирает народ как на Новгородском вече. Так быть не должно. Предлагалось распустить Сенат, ликвидировать Ассамблею народа и т.д. Здесь Президент проявил холодный разум и взвешенную позицию. Нужно сохранить институты государственности, наполнив их новым содержанием и полномочиями, подчинив их неукоснительному исполнению законов.  Это долгожданная инициатива.

Также Высший представительный орган - Парламент должен научиться контролировать исполнительную ветвь власти, и приучить к этому общественность.

В общем, все озвученные инициативы Токаева ни в коем случае не означают ослабление президентской ветви власти, напротив, она становится более эффективной, профессиональной, точечной в решении злободневных вопросов общественного развития. Это своего рода продолжение концепции «слышащего государства» и укрепление его на деле. Отчасти те идеи, которые озвучил Глава страны, и которые уже реализовываются в жизнь, когда-то были высказаны в социальных сетях, на митингах, и теперь выкристаллизовываются в государственных решениях. Президент находится «в тренде» общественных чаяний и нужд, – отмечает Айдар Амребаев.

Говоря о либерализации партийно-политического поля, спикер подчеркивает, что с упрощением процедуры регистрации партий, страна увидит не только новые партии, объединение и распад фракций, инициирование новых общественных движений, но и лидеров, способных вести за собой людей.

Создается основа для соревнования и конкуренции идей, проектов, политических программ, партий, новых лиц. Следует ожидать пополнения «политического класса» страны новыми яркими персонами. Это очень хороший позитивный шаг, который позволит многим амбициозным молодым людям реализовать себя в политической сфере. Думаю, они смогут предложить программы будущего развития страны, – резюмирует политолог.

16 марта Токаев выступил с Посланием к народу страны, в котором сообщил, что:

Ближайшие родственники президента не будут занимать политические должности;

Законодательно закрепят обязанность президента прекратить членство в партии на период своих полномочий;

В Казахстане значительно упростят процесс регистрации партий;

В Казахстане появятся три новые области;

Будет ужесточено наказание за насилие в отношении женщин Казахстана;

В Казахстане создадут Конституционный суд.

Новости партнеров
×