Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Первый вестник Наурыза: как менялось празднование Көрісу күні в Казахстане

Сегодня казахстанцы празднуют особый день.

Первый вестник Наурыза: как менялось празднование Көрісу күні в Казахстане
Фотоколлаж: Liter.kz

В Казахстане 14 марта отмечают Көрісу күні или праздник Амал. В этот день принято обойти всех родственников и друзей, поздравив их с наступлением весны. Об особенностях и истории праздника – в материале  Liter.kz.

Издревле казахи с нетерпением ожидали этот день весеннего пробуждения. Традиции чествовать Көрісу күні хорошо сохранились среди казахов не только нашей страны, но населяющих запад и приграничные регионы России. Касательно происхождения праздника среди ученых нет единого мнения.

Зовущий к единению и согласию праздник некоторые историки связывают с переходом от юлианского календаря. Тогда, по их данным, Амал мейрамы отмечался в начале марта. Другие ученые отмечают, что датировка связана с кочевничеством, приходом весны. Есть и те, кто относит генезис празднования Көрісу күні к тюркам.

По мнению историка Жаксылыка Сабитова, сейчас празднование Амал мейрамы от локального уровня переходит в страновой.

У казахов были разные традиции. Когда говорим про Амал мерекесі или Көрісу күні, безусловно, эта традиция распространена была на западе. Кочевая традиция связана с тем, что после долгой зимы люди встречались, справлялись о здоровье. Это было предзнаменованием или пониманием того, что жизнь продолжается. По моему мнению, праздник Амал нельзя рассматривать в отрыве от Наурыза. Он как раз-таки является точкой отсчета до Наурыза, его вестником, – говорит ученый.

Как правило, в праздник Амал казахстанцы встают с рассветом, посещают аксакалов и уважаемых людей, тепло приветствуют их и поздравляют. Старейшины в свою очередь дают бата (благословение) молодым, угощают национальными блюдами. За день в каждом доме  делают уборку, готовят угощение. В Көрісу күні принято прощать все обиды, соседи приглашают друг друга на богатый дастархан, желают гостям и их родне здоровья и благополучия.

В праздник Амал мамы дают детям небольшие мешочки. С этими мешочками дети заходят в дома, там их угощают сладостями и дают с собой саркыт. Таким образом, казахи желали детям здоровья, сытости, благополучия.

Сейчас для празднования многие собираются в кругу семьи, приглашают родственников, друзей. А в Мангистау праздник отмечается у подножья горы Отпан тау. Там проходят национальные виды игр, готовятся призы, накрывают щедрый дастархан, – говорит историк.

Фотоколлаж: Liter.kz

Этнографы отмечают, что в начале прошлого века на праздник Амал из юрт выносили и развешивали нарядную одежду и домашнюю утварь. Таким образом, оценивали, как семья вышла из зимы, при необходимости предлагали помощь.

У нас в народе принято помогать друг другу. Именно праздник Амал объединял народ, богатые помогали нуждающимся, раздавали еду, мясо, одежду. Всем аулом ставили юрты, чистили территорию проживания, – объясняет эксперт.

Насчет утверждения, что Амал и Наурыз нужно рассматривать отдельно, у историка свое мнение.

Как я ранее отмечал, это не совсем правильно. Как раз таки Амал мейрамы считается началом Наурыза. Праздником единства народа, олицетворяющим собой наступление весны. Если мы посмотрим на историю этой традиции, наши предки не могли видеться зимой, а когда наступала весна, они поздравляли друг друга и встречались за одним дастарханом, – говорит Сабитов.

При этом он отмечает, что праздник Наурыз, его появление все еще требует глубокого исследования.

Насчет празднования Наурыза у нас очень мало сведений. В Казахстане слабо развито такое направление истории, как исследования повседневной жизни. К сожалению, данных по празднованию Наурыза у нас очень мало. Есть сведения, касающиеся 19, 20 веков. Если говорить об изменении формата празднования Наурыза, то скорее он будет праздноваться восемь – девять дней и станет праздником номер один в Казахстане,  считает он.

Безусловно, сегодня в Казахстане складывается своя традиция празднования Наурыза, которая начинается с Амал мерекесі.

С 14 марта до 22 марта это такой праздник, который фактически будет заменять собой Новый год. К примеру, в советское время новый год заканчивался и заменялся празднованием старого года. С Наурызом фактически то же самое будет. При этом важно понимать, когда высшие представители политической элиты говорят о том, что для них Наурыз важнее чем Новый год, это показатель того, куда будут развиваться, условно говоря, политические практики празднования Наурыза и всего остального. Поэтому в этом плане Амал мерекесі – точка отсчета до Наурыза. Поэтому в этой связке он будет приобретать большое значение, – отмечает Сабитов.

Наурыз для нашего народа – один из главных праздников, в котором укоренены национальные традиции и обычаи, символизирующие наступление весны и начало нового года. В свою очередь праздник Амал – первый вестник Наурыза, воплощение нашей национальной отзывчивости и доброты.

 

Новости партнеров
×