Подписать документ анонимно также не получится.
В Казахстане планируют узаконить петиции в рамках реализации поручения президента РК, передает Liter.kz.
Регламентация петиции будет осуществлена в рамках разрабатываемого законопроекта “Об общественном контроле” и сопутствующем к нему законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля, совершенствования административных процедур”.
Поправки по институту петиций разработаны в реализацию Общенационального плана. Изменения будут внесены в Административный процедурно-процессуальный кодекс.
Подать петицию смогут граждане Республики Казахстан посредством специального интернет-портала. При этом гражданам будет доступна форма бумажной подачи петиции.
Уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества будет проводиться работа по установлению соответствия условиям (до того как петиция станет публичной и доступной для присоединения к ней). При несоответствии иметь право отклонить петицию, – пояснил председатель Комитета по делам гражданского общества МИОР Мадияр Кожахмет.
Не смогут подаваться петиции по таким вопросам, как изменение формы правления, административно-территориального устройства и границ Казахстана, правосудие, амнистия, национальная безопасность и другие. Перечень тем сформирован на основе конституционного и уголовного права, а также Закона о референдуме.
Сейчас предусмотрены выборы акимов сельских округов, в этом году и выборы акимов районов. Население избирает депутатов, есть императивные мандаты. Эти механизмы предполагают вовлечение ответственности, они более эффективно действуют в этом направлении. Так как эти инструменты не актуальны, мы посчитали необходимым не включать назначение и снятие должностей в перечень тех вопросов, которые рассматриваются в рамках петиций, – отметил Мадияр Кожахмет.
Если петиция соответствует условиям, то в течение трех рабочих дней со дня соответствия она будет размещена МИОР на интернет-ресурсе для начала присоединения гражданами, о чем уведомляется заявитель. Гражданин сможет выразить отношение к петиции путем присоединения к ней и (или) размещения комментария на интернет-ресурсе в публичном доступе.
Петиция, не достигшая порогового значения, направляется по компетенции в соответствующий государственный орган, местный представительный и исполнительный орган и рассматривается как индивидуальное сообщение, отклик или предложение в порядке, установленном АППК.
В Административном процедурно-процессуальном кодексе закреплено пороговые значения для петиции:
- 2500 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 тысяч. Для остальных – не менее пяти процентов от населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах;
- пять тысяч голосов от численности населения при населении свыше 50 тысяч, для остальных – не менее 10 процентов от населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;
- не менее одного процента от населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
- не менее двух процентов от населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных представительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
- 50 тысяч голосов граждан РК в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции правительства РК.
В процессе рассмотрения петиции госорган будет обязан реализовать ряд мероприятий. В частности, организовать публичные обсуждения проекта решения государственного органа с приглашением и обязательным уведомлением автора петиции, создать отдельную комиссию или рабочую группу, проанализировать поступившие к петиции комментарии, а также экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию по предмету петиции и др.
Принимать решение по петиции будет руководитель госоргана.
Важным инструментом общественного контроля является открытая и доступная информация о деятельности государственных органов. В связи с чем предлагается предусмотреть в законе “О доступе к информации” правовые условия и механизмы для реализации принципа проактивного раскрытия информации, – резюмировал Мадияр Кожахмет.