Снижение зрения – это полбеды.
Власти Казахстана в 2023 году намерены закупить для первоклассников 400 тысяч планшетов вместо учебников. Таким образом в стране планируют решить проблему тяжелых рюкзаков, на которые давно жалуются школьники и их родители. Эксперты в области школьного образования рассказали Liter.kz, какие последствия могут быть у данной инициативы.
Казахстанцы бурно встретили новость о закупе планшетов вместо бумажных учебников. Многие беспокоятся не только за здоровье детей, но и за качество перенесенной на гаджет информации и работе Интернета в Казахстане, которые нередко подводит. К примеру, представитель родительской общественности Астаны Татьяна Коршунова считает, что наша страна не готова еще покупать и раздавать какую-либо технику.
Во время коронавирусной пандемии для дистанционного обучения были закуплены ноутбуки низкого качества и по завышенным ценам. Где они сейчас? Они списаны, потому что работать стало на них невозможно. Логичнее купить комплект учебников, который лежал бы в классе. Пришел класс “А” и позанимался по ним, во вторую смену этими учебниками воспользуются ученики “Б” класса. Это дешевле и практичнее, – считает собеседница.
Проблема кроется и в материальном положении семей. Общественница сообщила, что в Казахстане каждый шестой ребенок живет за чертой детской бедности, то есть не доедает. Женщина считает, что для таких семей поломка техники будет стоить дороже, чем, к примеру, восстановление учебника.
В семье, где дети носят по одной паре обуви на двоих, будут ли бережно относиться к технике? А теперь представьте, что эти планшеты выдали многодетной малообеспеченной семье. Если ребенок разобьет гаджет, какую брешь он пробьет в семейном бюджете? Прелесть учебников в том, что если потеряешь один экземпляр, его восстановить не так накладно. К тому же будет утерян только один предмет. Но если потеряется планшет, то ребенок будет лишен всех предметов, которые закачаны в гаджет. Отдельный вопрос – насколько качественно будут оцифрованы бумажные носители. В Грузии первоклассникам стали дарить ноутбуки, но по отзывам, внутри установлено очень хорошее программное обеспечение, уроки продуманы, много интерактивной информации. Будет ли у нас также? – задается вопросом Татьяна Коршунова.
По ее мнению, казахстанские интернет-операторы могут не справиться с такой нагрузкой.
У нас нет нормальной интернет-связи ни в селах, ни даже в столице. К примеру, поселок Уркер находится в черте Астаны, но связь здесь абсолютно нестабильна. Как планируют власти решить эту проблему? Вообще о каких планшетах может идти речь, если в Казахстане до сих пор есть школы с уличным туалетом? Для работы детям нужны качественные планшеты, которые стоят дорого. Откуда возьмут деньги на закуп? Значит, за счет экономии. Соответственно, снова пострадает какая-то сфера. Или будут закуплены гаджеты с мутным экраном или лагающим программным обеспечением, – поделилась Татьяна Коршунова.
Кроме того, казахстанцев волнует и зрение детей, так как за планшетами они будут проводить примерно по шесть и более часов. Данное нововведение они называют явно неполезным для школьников. Однако врач-офтальмолог поликлиники № 8 Астаны Айгерим Дербисалиева отметила, что по поводу экранного времени нет общепринятого мнения.
Одни офтальмологи считают, что это очень важно, другие ставят его на десятое место по важности по сравнению с другими факторами. Поэтому сложно даже в исследованиях дифференцировать, повлияло ли на формирование рефракции глаза ребенка экранное время, либо то, что из-за компьютера ребенок меньше гулял. Во время пандемии исследования показали, что для возникновения близорукости жесткие ограничения прогулок более важный фактор, чем экранное время, – отметила специалист.
По словам врача, экранное время влияет на речевое, психофизическое, психомоторное развитие. Даже избыточная масса тела может быть связана с экранным временем. Однако если школьники будут использовать планшеты только для учебы, это не так сильно будет ухудшать зрение.
Ухудшает зрение гиподинамия, то есть сидячий образ жизни, мало активностей, спорта и прогулок, и есть дети, генетически предрасположенные к близорукости или дальнозоркости. Сам по себе планшет не является злом, если использовать его целесообразно, – подытожила Айгерим Дербисалиева.
Идею вручить первоклассникам планшеты коррекционный педагог и логопед Татьяна Куснутдинова считает губительной для мелкой моторики первоклассников.
У учеников младших классов продолжает развиваться головной мозг, особенно речевые центры. Работа с книгой, перелистывание и поиск нужной страницы развивает мелкую моторику, которая напрямую влияет на речь детей. Вместо этого планируется детям вручить планшеты, которые значительно упрощают поиск. Достаточно несколько кликов пальцем, и информация будет доступна. Поэтому мелкая моторика может пострадать, – считает педагог.
Педагог считает, что органы образования не должны спешить с внедрением планшетов, так как дети не будут использовать планшет только в учебных целях, но и в развлекательных. Это, в свою очередь, увеличит нагрузку на здоровье ребенка.
Отвечая на волну критики, в Минпросвещения сообщили, что за детьми останется выбор между планшетами и традиционными учебниками.
Если по каким-либо причинам ребенок не захочет пользоваться планшетами, то он, как и всегда, может пользоваться традиционными учебниками и доступом к образовательным ресурсам из стационарных устройств. То есть планшеты – не замена учебников, это дополнительный ресурс для обучения. Выбор остается за родителями и школьниками, – прокомментировали в ведомстве.
Тем не менее инициатива встречена общественностью с изрядной долей сомнения. И граждан Казахстана можно понять. Как показывает практика, плохо продуманные, сырые решения обычно с треском проваливаются. Так, родители школьников все еще не могут простить Министерству просвещения введение СОР и СОЧ, жалуются на возможности “Кунделик” и в целом критикуют учебную программу. Поэтому опасения, что выделенные средства пойдут не на благие цели, а дети останутся и без качественных планшетов и учебников, могут подтвердиться.