Дети матерятся, включают песни, срывают уроки: учителя о дистанционном обучении в Казахстане
С 1 сентября большинство школьников Казахстана обучаются дистанционно. Связано это с риском заражения коронавирусом. 21 октября стало известно, что дети продолжат онлайн-обучение и во второй четверти. Такая новость не обрадовала ни родителей, ни педагогов. Как выяснилось, учителя ежедневно сталкиваются с большими трудностями и испытывают колоссальный стресс. Об этом они анонимно рассказали Liter.kz.
Учительница математики из Нур-Султана Адель Алиева (имя и фамилия изменены по просьбе спикера) назвала совершенно несправедливым мнение родителей о том, что учителя в условиях дистанционного обучения не работают, делегировав свои обязанности мамочкам и папочкам. Каждый ее день проходит по одной и той же схеме: с утра она готовится к онлайн-урокам, настраивает электронную площадку для проведения конференций, заполняет электронные дневники, потом проводит онлайн-уроки, а после них проверяет работы учеников.
"Такой вот круговорот. Если раньше мы могли в школе провести уроки и уже дома заняться какими-то своими делами, то сейчас все смешалось. Более того, если раньше мы работали только по электронному дневнику, то в этом году во всех школах столицы ввели Online Mektep bilimland.kz. На этой платформе работают все, то есть идет дублирование: проверяем работы в Online Mektep, выставляем там баллы, потом копируем их в Kundelik.kz, так как он считается основным журналом, а Online Mektep - дополнительной платформой. Соответственно, когда много времени сидишь за компьютером, страдает зрение", - говорит Алиева.
Проблема еще и в том, что учителя не обладают IT-компетенцией. Каждому пришлось осваивать самостоятельно все эти платформы - методом проб и ошибок.
"Никто не обучал тонкостям этих программ (работе с ними - прим. ред.) - мы учились сами в условиях карантина, специальных курсов по повышению квалификации, по IT-технологиям никто не проводил. Кто, где, что и как сам понял, так и делал. Коллеги друг друга учили, школа обучающие ролики скидывала, но полностью это все не изучали", - заявила педагог.
Читайте также: Учителей школ Нур-Султана научат правильно работать на удаленке
Адель Алиева говорит, что в течение дня не выпускает телефона из рук - надо быть все время на связи с учениками и родителями. Рубежные контрольные она назвала днями ужаса, потому что на СОРах и СОЧах должна быть 100%-ая посещаемость. Ей приходится обзванивать заранее каждого ребенка, чтобы не получилось так, что кто-то не зашел по ссылке и не справился вовремя со срезом знаний.
Еще больший стресс преподаватель испытывает от того, что не знает ни детей, ни родителей: ее семиклассники перешли в другое звено, к другому учителю, а ей передали пятые классы.
"У меня еще в этом году новые ученики - все пятые классы. Сложность в том, что я не знаю ни детей, ни родителей, а если бы знала, было бы легче. Я бы знала слабые и сильные стороны детей и, исходя из этого, выстраивала линию обучения. Плюс мы лишены возможности объективно оценивать знания детей. Есть такие ученики, которые пишут контрольную целый день, хотя раньше мы писали их 20 минут во время урока. А учитывая то, сколько у них есть помощников, справочников различных и так далее, сами понимаете, насколько они могут написать", - пояснила она.
Неприятный бонус - возможность сорвать урок.
"У меня восемь пятых классов, и вот в одном классе у меня уже пять раз срывался урок. Кто-то из детей кому-то передает логин, пароль от урока, говорят время, и кто-нибудь может зайти - кто-то из взрослых ребят. Они ставят песни, матерятся, включают видео не для детей, и так у нас уроки срываются", - резюмировала столичный педагог.
С ней согласна преподаватель казахского языка Альбина Муратова из Костаная (данные изменены по просьбе спикера). Она тоже учит пятиклассников, также не видела своих учеников вживую.
"Самая большая проблема в том, что сейчас родители приняли позицию "обиженных", потому что они должны заниматься с детьми, в то время как учителя, по их мнению, сидят дома и ничего не делают. Честно, я с утра до вечера сижу за компьютером, из-за этого я теряю свое драгоценное здоровье. Я стараюсь проверить каждую работу учеников, стараюсь понять объективные способности каждого ребенка. Нужно провести уроки, плюс проверить их работы, то есть это нескончаемая многочасовая работа", - говорит она.
Самая большая беда учителей, по ее словам, заключается в бесконечных отчетах и конкурсах. Иногда бывает так, что в неделю им "сверху спускают" по пять-шесть конкурсов, а если дети отказываются принимать участие, то педагог получает замечание, особо "отмечают" тех, кто проходит аттестацию.
Читайте также: Cпрос на репетиторов вырос в Казахстане: что это – амбиции родителей или плохое образование?
Преподаватель музыки из Павлодара Алина Смаилова (имя с фамилией изменены по просьбе собеседника) отметила, что сейчас перебоев со связью нет, как это было в начале учебного года. Но главная трудность, говорит она, не в связи. Тяжело сейчас детям давать объективную оценку, потому что они могут взять готовые ответы из различных электронных справочников.
От нее же мы узнали, что за связь учителя платят из собственного кармана. Напомним, что 14 июля на заседании Правительства экс-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев говорил, что его ведомство проработало вопрос с мобильными операторами о предоставлении специального тарифа для учителей и учеников.
Этом еще не все беды. Смаилова отметила, что теряет эмоциональную связь с детьми. Какие последствия могут наступить, она не берется прогнозировать.
Адель Алиева, к примеру, за свой счет купила доску, а также всю необходимую для проведения уроков технику: ноутбук, камеру и наушники. Школа особо не обеспечивает учителей, говорит она. Школа обеспечивает в первую очередь детей.
Повезло в этом плане коллегам наших собеседников, которые живут в Костанае: администрации школ не только обучили их тому, как использовать учебные платформы, но и всегда интересуются, у кого какие проблемы с Интернетом или компьютером. Что примечательно, здесь тоже о специальном тарифном плане для учителей никто ничего не слышал - за связь педагоги платят из своего кошелька.
Учеба на удаленке превратилась в ад для родителей, учителей и школьников: путаница с платформами, вал письменных заданий и экстренные попытки адаптироваться к новым условиям, многочисленные чаты в WhatsApp и сплошная нервотрепка.
«Призраки» появились во время онлайн-урока в Казахстане.