Почему нельзя воспитывать в ребенке веру в опасность мира, объяснили психологи
Обучение детей тому, что мир — опасное место, может не защитить их так, как полагают родители.
Передача негативного первичного представления о мире от родителя может навсегда исказить мировоззрение ребенка. К такому выводу пришли американские психологи, передает Liter.kz со ссылкой на Forbes.com.
Новое исследование, опубликованное в Journal of Positive Psychology, объясняет: обучение детей тому, что мир – опасное место, может не защитить их так, как полагают родители. На самом деле культивирование негативной веры в опасность мира влечет за собой множество потенциальных проблем с психическим здоровьем.
Первичное представление ребенка о мире очень важно. Оно включает убеждения о самых основных и психологически важных характеристиках мира, например, о том, насколько он опасен, забавен, стабилен и так далее, – рассказал ведущий автор исследования из Пенсильванского университета Джереми Клифтон.
На основе предыдущих исследований, обзоров литературы и эмпирических исследований Клифтон и его команда пришли к выводу, что у людей есть более двух десятков первоначальных представлений о мире. Однако большинство из этих убеждений объединяются в три категории:
- Мир — это безопасное место (в отличие от опасного). Это определяет, в какой степени люди верят, что мир полон угроз.
- Мир — это заманчивое место (в отличие от скучного). Это определяет готовность людей взаимодействовать с миром, то есть делать то, что они находят интересным, красивым и значимым (или нет).
- Мир живой (в отличие от механистического). Это определяет, воспринимают ли люди мир как место, которое нуждается в чьей-то помощи и вмешательстве.
Чтобы объяснить, какую власть наши первоначальные представления могут оказывать на нашу жизнь, Клифтон призывает нас вспомнить время, когда мы были в месте, которое ненавидели, а затем представить, что застряли там навсегда.
Те из нас, кто считает мир опасным, скучным и механистичным, застряли в месте, которое они ненавидят всю свою жизнь. Последующее воздействие на поведение и благополучие огромно, – объяснил ведущий автор.
В исследовании также изучались ассоциации первичных мировоззренческих убеждений участников с различными жизненными результатами — успех на работе, удовлетворенность работой, депрессия, удовлетворенность жизнью и общее процветание.
Исследование показало, что, независимо от рода занятий, негативные первичные представления о мире почти никогда не были связаны с лучшими результатами. Вместо этого, люди, воспринимающие мир опасным, имели меньший успех, меньшую удовлетворенность работой и жизнью, ухудшение здоровья, резкое снижение благосостояния, больше негативных эмоций и больше депрессии.
Мы обнаружили, что люди хотят передать своим детям множество различных первичных представлений, в том числе веру в то, что мир опасен и направлен против них, и это может быть ужасной родительской идеей, – объясняет Клифтон.
По его словам, люди, которые воспитываются с таким настроем во взрослом возрасте считают мир плохим местом и искренне в это верят. Они склонны думать, что их негативные убеждения защищают их от разочарований и опасностей, помогают им лучше выполнять свою работу и заставляют их больше заботиться о том, чтобы помочь решить мировые проблемы.
Однако истина совсем другая. Люди, которые склонны видеть мир опасным, слишком остро реагируют на угрозы или же видят их там, где их нет.