Поклоняются как богам: как распознать крайний фанатизм к K-pop?
Кто такие сасэн-фанаты и есть ли они в Казахстане.
За последние два десятилетия корейская культура активно интегрировалась в жизнь казахстанской молодежи. Если раньше K-pop фанатов и любителей дорам (корейских сериалов) относили к меньшинству и не воспринимали всерьез, то сейчас эта субкультура все больше набирает обороты. Все достигло таких масштабов, что люди готовы потратить последние деньги, чтобы попасть на концерт любимой группы. Что такое сасэн-фанатизм, есть ли их представители в Казахстане и чем оно опасно, разбираемся в материале Liter.kz.
Мир айдолов и фанатов
Корейская поп-музыка продолжает захватывать мировые топ-чарты. У айдолов (кумиров) – миллионы подписчиков в социальных сетях, а их клипы набирают миллиарды просмотров на видеохостингах. По данным Spotify, ежемесячные K-рop трансляции по всему миру составляют в среднем 7,97 млрд, что на 27% больше по сравнению с данными 2021 года.
Согласитесь, такой популярностью может похвастаться не каждая мировая звезда или группа. В Казахстане последние годы тоже часто стали проводить фестивали с участием корейских звезд. К примеру, билеты на фестиваль Korea Spotlight в Алматы, который прошел в июне, фанаты K-pop-айдолов расхватали за 10 минут. По словам организаторов, подобная картина наблюдается везде, где проходят гастроли корейских звезд.
Этот факт еще раз доказывает то, что фанатизм в мире поклонников и звезд становится все более преобладающим явлением. Одна из его форм – выраженный культ личности, где кумиры воспринимаются как центр вселенной для своих поклонников. Фанаты могут прождать своего любимого айдола пять часов подряд в аэропорту или в других местах, обклеить его фотографиями свою комнату, назвать дочь или сына именем звезды.
Но, по словам самих ценителей корейской поп-музыки, такой фанатизм считается нормальным в отличии от сталкерства или сасэн-фанатизма.
Сасэн-фан подразумевает под собой постоянное ежедневное преследование. Такие фанаты знают, где живут айдолы, на каком этаже и даже в какой квартире, и обычно преследование начинается у места проживания и заканчивается там же. Также они знают, в каком салоне обычно их айдолы делают макияж и прически, они знакомы с персоналом из этих салонов и знают много другого, что облегчает им их сталкерскую жизнь, – говорится в одном из фан-сайтов.
Сасэн-фанатизм и его проявления
Термин "сасэн" в переводе с японского языка означает "поклонение" или "почитание". В буквальном смысле сасэн-фанаты – это люди, поклоняющиеся кумиру.
Как отмечают сами фанаты, увлеченность айдолом начинается с социальных сетей. Личные фотографии, местоположение и даже ежедневная рутина становятся предметом их внимания. Они комментируют каждое фото, пост, делятся новостями и создают сообщества, посвященные своим кумирам.
Некоторые фанаты проявляют свою любовь к кумиру через искусство. Это могут быть фанфики (фанатские прозы), рисунки, песни или даже видеоролики, созданные в их честь. Другие идут дальше, чем онлайн-взаимодействие, и стараются быть поблизости от своих кумиров. Участвовать во всех их мероприятиях, отслеживать геолокацию кумиров и даже попытаться установить личный контакт.
Такие проявления фанатизма встречаются не только в Корее, но и в Казахстане. Своей историей фанатской жизни казахстанка по имени Куралай поделилась в соцсетях. По ее словам, любовь к известной корейской группе дошла до того, что она стала обращаться к ним и просить помощь в тяжелых ситуациях.
В 14-15 лет я начала увлекаться К-рор-ом и прониклась в это с головой. Стала просто сумасшедшей фанаткой, которая днями и ночами смотрела эти клипы, заучивала биографию любимой группы. Полностью ушла в это от людей, друзей, какого-либо развития, – рассказывает девушка.
Куралай даже обращалась за помощью к своим айдолам.
В 9-м классе я решила пролечить все свои зубы. Врач параллельно лечил мне пять зубов, и соответственно в тот момент мне было плохо, больно. Я лежала на кушетке и думала: “Тэ Хен (участник группы BTS – прим.ред), мне так сейчас больно, вспоминаю тебя и прошу сделай так, чтобы мне было не больно”. Сейчас это кажется глупым действием, но на тот момент это было таким успокоением для меня, – вспоминает она.
Как отмечает девушка, некоторые фанаты даже поклонялись певцам как богам.
Помню, еще были девочки, которые расклеивали плакаты у себя дома и потом им поклонялись, фоткались и всегда им молились. Это было целью их существования, – отмечает казахстанка.
Что говорят психологи?
Чрезмерная любовь к айдолам доходит до того, что фанаты паталогически влюбляются в своих героев и возносят их как богов. Почему изначально, казалось бы, простой любитель Крор-а становится крайним фанатом?
По словам психолога Гульназ Раздыковой, психологический путь к крайнему фанатизму начинается с первоначальной заинтересованности, когда любители знаменитостей или культовых персонажей находят в них источник вдохновения. Далее человек начинает находить общие черты с кумирами, считая их своими идолами и воплощением идеальных качеств.
Так, идентификация с объектом фанатизма, а также активное социальное взаимодействие в сообществе фанатов углубляют вовлеченность. Следующий этап – эмоциональная зависимость. Кумиры становятся источником радости и поддержки в стрессовых ситуациях. Кроме того, обострение внимания и активная экспрессия чувств, например, выраженная через творчество в социальных сетях, формируют основу для экстремальной преданности, где поклонение кумиру принимает формы, выходящие за рамки обыденного фанатизма. Последний этап – самоидентификация себя с кумиром. Фанат может ощущать неотделимость от него, создавая иллюзию личной связи, – поясняет она.
Эти этапы не обязательно проходят все фанаты, и некоторые могут остановиться на более поверхностных уровнях увлечения, считает эксперт. Однако для некоторых людей, особенно тех, кто подвержен сильным эмоциональным воздействиям и ищет источники самоопределения, переход к фанатизму может быть более выраженным.
При переходе к крайнему фанатизму многие люди могут потерять чувство моральных и правовых рамок. Как отмечает Раздыкова, когда фанаты не в состоянии контролировать переполняющие их эмоции и чувства к своему кумиру, это может привести к трагическим последствиям.
Яркий тому пример – убийство Джона Леннона его же фанатом. Убийца все еще отбывает наказание, но так и не смог до настоящего момента четко определить мотивы, побудившие его к совершению преступления, – приводит пример психолог.
Под воздействием фанатизма у людей меняется взаимоотношение с обществом и близкими. Фанаты, погруженные в свой уникальный мир, сталкиваются с непониманием и критикой со стороны окружающего общества.
Эти изменения ощущаются также и в отношениях с близкими, которые сталкиваются с трудностями в адаптации к резким изменениям в поведении и ценностях фанатов. Взаимопонимание сокращается, создавая барьеры в общении и взаимодействии, – добавила психолог.
Гульназ Раздыкова отмечает, что исцеление от крайнего фанатизма зависит от того, насколько человек погряз в своей фанатичности, и, конечно, этот процесс глубоко индивидуален. Он может занять месяцы или даже годы.
Избавление от фанатизма – это сложный и индивидуальный психологический процесс, требующий глубокой психотерапевтической проработки. Этот путь начинается с осознания проблемы, когда одержимый фанатичной любовью к кумиру человек приходит к пониманию вреда своих убеждений. Психотерапевтический подход включает в себя разрешение эмоциональных конфликтов, выявление истоков фанатизма и плавное, постепенное изменение восприятия кумира. Важным этапом является также восстановление социальных навыков и переосмысление ценностных ориентиров. Наличие квалифицированного специалиста и систематическая поддержка, позволят человеку постепенно избавиться от одержимости кумиром и вернуться к здоровому и уравновешенному образу жизни, – отметила специалист.
Подводя итог, можно отметить, что сасэн-фанатизм может выражаться в постоянном следовании за звездой, маниакальном собирании всей информации о ней, а также в создании культа вокруг личности кумира. Избавление от него требует времени и немалых сил фаната и обязательную терапию от психолога. Важно, чтобы как фанаты, так и кумиры осознавали границы и ценили здоровые формы взаимодействия.