Предупреждаем! Некоторые фотографии в материале могут вас шокировать.
Традиция посмертных фотографий уходит корнями в викторианскую эпоху наряду с появлением первых зеркальных фотоаппаратов. Позже обычай фотографирования усопших распространился в России, затем и в Казахстане. У многих казахстанцев до сих пор в семейном архиве хранятся снимки мертвых родственников, однако немногие знают историю возникновения феномена пост-мортем. Почему наши предки фотографировали усопших, когда появились первые мортемы в Казахстане и как это влияет на психологию человека, рассказываем в материале Liter.kz.
История возникновения пост-мортем
Посмертное наследие играет важную роль в истории человечества. Оставить после себя след, сохранить в памяти образ родного человека, передать потомкам историю родословной – основные причины, повлекшие к созданию посмертного достояния. До появления первых дагерротипов (зеркальных фотоаппаратов) люди пытались сохранить и передать память о близких через искусство. Так, владеющие грамотой писали посмертные письмена, художники принимали заказы на портреты, а скульпторы лепили по замерам лица усопшего посмертные маски. Однако ввиду дороговизны услуг позволить себе такие произведения мог не каждый.
Традиция пост-мортем зародилась в викторианской Англии после выхода первых зеркальных фотоаппаратов. На фоне высокой смертности, культа мистицизма и дороговизны услуг художников фотографирование мертвых становилось все более популярным среди англичан. На большинстве посмертных фотографий той эпохи покойный изображается мирно спящим.
Мирно спящая семья
Со временем фотографы умудрялись оживить покойника с использованием специальных штативов, косметики и непринужденных поз.
Штатив для дагерротипа
Очень много было таких фотографий с детьми, поскольку детская смертность была велика, а при жизни снять ребенка на дагерротип трудно – нужно сидеть неподвижно от 15 до 25 минут.
Маленькая девочка, окруженная игрушками
Существовал также обычай фотографировать усопшего и срезать локон волос для хранения в медальоне.
Популярны были гагатовые медальоны, в которых прятали миниатюрный портрет усопшего или хранили локон его волос, – свидетельствуют об этом строки книги “Земля. Тайная история драгоценных камней”.
Медальон Елены Блаватской
К слову, сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Одна из наиболее известных коллекций – архив исследователя Стенли Бернса. Всего там содержится более четырех тысяч пост-мортемов, значительная часть которых была использована в экранизации многих голливудских фильмов жанра хоррор.
Возвращаясь к истории посмертных фотографий, хочется отметить ее роль в культуре России. Поскольку именно с российской культуры началось использование пост-мортемов в Казахстане.
В русской культуре пост-мортемы изначально проявлялись через живопись и посмертные маски. Фотографирование усопших проявилось позднее. Маски делали известные художники знаменитым людям, которые должны были остаться в истории. Среди них наиболее известными считаются посмертные маски Пушкина и Маяковского, – поясняет явление доктор философских наук, профессор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Раушан Иманжусип.
После появления фотоаппаратов в России, посмертные фотографии повсеместно распространились и в соседние страны.
Посмертные фотографии в истории Казахстана
Одна из ранних фотографий похоронной процессии казахов была сделана этнографом Иваном Поляковым во время его экспедиции в 1879 году в Семипалатинскую область.
Поездка на поминки
С конца XIX века и начала ХХ века фотографии известных людей в гробу стали такой же нормой, как и прижизненные изображения артистов, а кадры со съемки похорон знаменитостей показывали в кинотеатрах.
Когда на смену дагерротипу пришла доступная фотография, на почти каждое значимое событие приглашали фотографа, в том числе и на похороны. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище.
Майнагашев С.Д. Поминки: обряд прощания с покойником
Помню одну такую фотографию на похоронах брата моего отца, – делится воспоминанием Раушан Иманжусип. – Это было в Павлодарской области. Происходило все на фоне поддержки властей, потому что человек был выдающимся и про него знала вся область. На снимке видно как дети плачут, как горюет его жена.
По ее словам, фотографирование мертвых родственников не пользовалось большим спросом населения. Связано это с тем, что казахи ставили табу на посмертные фотографии в связи с религиозными убеждениями.
Вообще фотографирование мертвых было под запретом. Встречались, конечно, случаи, когда фотографировали на память. Многие не вешали портреты усопших. Другие, наоборот, не придерживаются этого обычая. Я думаю, что вряд ли та культура XIX века, которая была на волне, вновь возродится. Смерть – это все таки категория, которая людей страшит, и они хотят быть подальше от нее. Однако в нашей казахской культуре нет боязни загробной жизни, мертвых или смерти. Мы отпускали усопших, говоря им, что все будет хорошо, готовили кобылу на ас, прощали долги и говорили, что покойный прожил хорошую жизнь, – объясняет Раушан Иманжусип.
Однако, с другой стороны, советская власть и царивший свыше 70 лет атеизм все-таки принуждали население придерживаться определенных общих ритуалов. Так, казахи несли покойного родственника до могилы в гробах, крышку от гроба ставили на видное место. Некоторые нанимали фотографа, чтобы запечатлеть последнее омовение, прощание с родными и поминки.
Край кладбища. Павлодарская область (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ века
Начиная с 90-х годов на фоне возрождения традиций и роста религиозной грамотности обычай посмертных фото встречался все реже среди наших соотечественников.
Сейчас традиция пост-мортемов практически забыта, остаются только фотографии с поминок известных людей. Но и в этом вопросе казахстанские фотографы соблюдают этические нормы. При этом российские и иностранные фотографы все еще работают во время ритуальных обрядов.
Прощание с Абишем Кекилбаевым
Стоит отметить, что спрос на похоронные фотосессии в Европе увеличился после коронавирусной пандемии, когда родственников не допускали на прощание с усопшим.
Почему люди боятся пост-мортемов?
Не секрет, что найденная в семейном архиве посмертная фотография, может удивить или шокировать современных казахстанцев.
По мнению психолога Ерлана Мустафина, такая реакция людей вполне оправдана. Поскольку фотографировать умершего человека в нашей культуре неприемлемо.
Как психолог могу предположить, что там несколько причин. Первая – в том, что в культуре казахов фотография и изображение людей, которые ушли из этого мира, не были приняты. После 60-х годов ХХ века на памятной доске было принято изображать фото человека, что было перенято от русской культуры. Впоследствии, примерно с конца 90-х начала 2000-х, данная практика прекратила свое существование в силу того, как повышался уровень религиозности общества. Следующая причина в том, что взаимодействие с телом человека после его смерти в казахской культуре направлено только на ритуальные обряды похорон и другие действия не считаются правильными, и даже не самые религиозные представители нашего общества это чтят, – пояснил психолог.
В заключение отметим, что влияние русской культуры при советской власти временно трансформировало казахский обычай прощания с усопшими. Но пост-мортемы так и не прижились в нашем обществе. Отсутствие страха перед загробной жизнью и смертью не позволило казахам оставить данную “традицию” в живых, так как фотографии умерших “на память” казались чем-то жутким и ненужным. Наши предки, наоборот, старались запомнить человека в здравии и вспоминать о нем только хорошее, чтобы передавать его историю потомкам.