Поверят даже скептики: новый способ обмана казахстанцев придумали кибермошенники

Этот метод помог преступникам обогатиться на девять миллионов тенге.

Маржан Бакиева

Многие казахстанцы уже знают о различных методах обмана от кибермошенников. Как правило, это звонки от “менеджеров банка” с предупреждением об атаке на личный счет, просьба пройти по ссылке и получить оплату за товар на платформе бесплатных объявлений или обещание “следователя” закрыть дело за деньги. Казалось бы, что мало кто из соотечественников попадается на такую удочку. Но киберпреступники не стоят на месте, а придумывают новые методы отъема денег у казахстанцев. Их методы шокируют, так как даже скептически настроенные люди не видят подвоха. Так, журналист Liter.kz наткнулся на историю молодой жительницы Шымкента, которая стала жертвой новой мошеннической схемы.

Блогер Олжас Берсерк рассказал историю обмана его сестры. Девушка пришла в отделение АО “Казпочта” в Шымкенте, так как ей отправили сообщение о посылке, за которую нужно заплатить 160 тенге. В сообщении была указана ссылка, которая вела на сайт “Казпочты”.

С виду все было оформлено идентично оригинальному сайту, на казахском и русском языках. Она ввела данные карты. Вначале она указала номер карты Kaspi, но сумма не списалась. Так как этe карту нельзя привязать к Apple Pay. Тогда она привязала карту Halyk, на которой лежали 19 млн 136 тыс. тенге в долларах. Таким образом, у нее списалось 19 тыс. долларов, – говорит Олжас Берсерк.

Разумеется, никакой посылки девушка не получила. Поняв, что она стала жертвой обмана, пострадавшая моментально заблокировала карту и приехала в отделение Halyk Bank написать заявление.

В настоящий момент преступники ожидаемо не задержаны. Пока лишь известно, что сайт был привязан к почте от iCloud.

В пресс-службе АО “Казпочта” подтвердили, что в последнее время действительно активизировались мошенники. Переход по ссылке на сайт компании объяснили тем, что ресурс на самом деле только внешне похож на сайт “Казпочты”. Но на этом сходство заканчивается.

Это обычные хакерские схемы, мошенники “зеркалят” любые сайты. То есть дублируют внешний вид ресурса. На таких сайтах не получится воспользоваться нашими услугами. Подобные ресурсы использует наполнение сайта “Казпочта” как обертку, – сообщили в пресс-службе.

В компании напомнили, что “Казпочта” не отправляет сообщений от сомнительных адресов, таких как @gmail, @icloud и т. д. Компания отправляет уведомления только с официального короткого номера 1499. Если клиент действительно ожидает посылку, то проверить ее статус можно на сайте или в мобильном приложении post.kz. Официальный веб-сайт – post.kz, http://kazpost.kz.

Если вам на телефон пришло сообщение о том, что ваша посылка пришла и для доставки не хватает данных полного адреса, с просьбой перейти на сомнительные сайты, схожие с сайтом “Казпочты” (для оплаты товара или доставки), вас пытаются обмануть. Крайне важно, никогда и никому не сообщать номер вашей банковской карты и CVV-код. Если вы все-таки решитесь оплатить товар с доставкой на неизвестном сайте, то самостоятельно несете ответственность за данное решение, – предупредили в компании.

Кроме того, отличить фейковое сообщение от настоящего можно по наименованию компании.

Мошенники часто пишут, что сообщение от “Почты Казахстана”. Мы не используем такое наименование. Мы говорим “национальная почта”, “Казпочта”, “оператор почтовой связи”. Скорее всего, киберпреступники называют казахстанскую компанию по подобию “Почты России”. Вероятно, это мошенники из РФ, – сделали вывод в компании.

Как сообщает МВД РК, в Казахстане количество интернет-мошенничества за последние семь лет выросло в 10 раз, с двух тысяч до 20 тысяч преступлений. Только в 2023 году интернет-мошенники причинили гражданам ущерб на сумму более 17,5 млрд тенге.

Самый распространенный способ обмана – это получение оплаты или предоплаты при реализации несуществующих товаров или услуги по интернет-объявлениям (семь тысяч фактов). Далее – звонки от имени сотрудников банков (две с половиной тысячи фактов). На третьем месте – оформление онлайн-займов (две тысячи фактов).

Сложность раскрытия таких преступлений связана с тем, что мошенники чаще всего находятся в другой стране.

В интернете границы отсутствуют. Криминалитет умышленно использует различные анонимные сервисы, в том числе расположенные в зарубежных странах, – отметил начальник центра по борьбе с киберпреступностью департамента криминальной полиции МВД РК Жандос Суюнбай.

Предупреждение и раскрытие преступлений в сфере информационных технологий возложены на центр по борьбе с киберпреступностью департамента криминальной полиции МВД.

Таким образом, на протяжении года заблокировано свыше 43 млн звонков. Кроме того, с 15 ноября 2023 года запущена антифрод-система определения и блокирования международных звонков на стационарные городские телефоны казахстанцев. С момента ее запуска заблокировано свыше 278 тысяч звонков. Также ужесточены процедуры получения займов, в том числе посредством SMS-подтверждения и биометрии.

Но получается, что несмотря на усилия правоохранительных органов, мошенники изобретательны и придумывают новые незаконные способы обогащения. Поэтому казахстанцам нужно быть крайне осторожными и внимательными, отвечая на звонки и сообщения от неизвестных лиц. 

Новости партнеров