Повышение железнодорожных тарифов ставит под угрозу экспорт Казахстана - депутат
За 2023 год тарифы поднимались трижды.
В своем Послании народу Казахстана глава государства отметил, что в условиях нарастающей глобальной конкуренции и переориентации товарных потоков особое значение обретает сбытовая политика. Одной из мер стимулирования экспорта во всех странах является государственное регулирование тарифов на услуги грузовых железнодорожных перевозок, в том числе с применением льготных тарифов, считает депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Мукаш Искандиров, передает Liter.kz.
Мажилисмен направил депутатский запрос премьер-министру Олжасу Бектенову, в котором просит приостановить действие приказа министра национальной экономики "Об утверждении Правил формирования тарифов", а также для создания равных возможностей участникам грузоперевозок, реформировать КТЖ путем отделения функций национального перевозчика от функций национального оператора инфраструктуры с передачей компетенции управления национальным оператором инфраструктуры в ведение Министерства транспорта РК.
В нашей стране мы наблюдаем лишь только динамику повышения тарифов национальным перевозчиком АО "НК "Қазақстан темір жолы". С 2016 года железнодорожные тарифы на перевозки грузов в Казахстане выросли более чем в два раза. Только в 2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов повышались трижды. В 2024 году состоялось повышение на магистральную железнодорожную сеть на пять процентов, дополнительно заявлено повышение тарифа на локомотивную тягу на 35%, – сказал Мукаш Искандиров.
По словам депутата, поданная в Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики заявка КТЖ на рост ценовых пределов на услуги экспортных МЖС в 2024-2025 годах вызывает обеспокоенность отечественных экспортеров. Создает высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств, что прямо противоречит задачам, которые озвучил президент в своем Послании.
Учитывая, что в общем тарифе на ЖД-перевозки МЖС занимает в среднем 60%, его увеличение приведет к увеличению общего тарифа в 2,3-2,7 раза! Это даже не процентное увеличение, а кратное! Подача заявки на повышающие коэффициенты стала возможной благодаря введению в действие приказа министра национальной экономики "Об утверждении Правил формирования тарифов", где добавлен подпункт, позволяющий КТЖ применять повышающий коэффициент, – утверждает он.
Мажилисмен отметил, что норма приказа противоречит статье 26 Конституции РК "Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом" и подпунктом 1 пункта 2 статьи 16 закона "О естественных монополиях".
Отечественные экспортеры должны принимать на себя обязательства по кредитным ресурсам КТЖ, не учтенных в составе тарифа? Если погашение основного долга не включено в тариф, значит оно не связано с целевой деятельностью? Как правительство контролирует кредитную нагрузку национального перевозчика, в том числе привлечение заемных средств, которые потом оказываются неучтенными в тарифах, и их последующее погашение? Прошу предоставить информацию о целевом использовании кредитных ресурсов, не связанных с целевой деятельностью, и о реализации этих проектов, на которые были привлечены эти заемные средства, – подчеркнул Мукаш Искандиров.
Непрозрачность процессов КТЖ между перевозочными функциями и функциями национального оператора инфраструктуры, бесконтрольное наращивание кредитной нагрузки, непрогнозируемое для бизнеса повышение тарифов, закрытость стратегических планов, а также запланированный на 2025 год ввод КТЖ на IPO усугубляют ситуацию с обеспечением экономики страны качественными железнодорожными услугами, утверждает депутат.
Кроме того, повышаются риски невывоза казахстанской продукции, дестимулируют привлечение инвесторов и новых грузопотоков на вновь создаваемые объекты инфраструктуры. В этой связи в очередной раз обращаем внимание правительства на необходимость скорейшего реформирования КТЖ путем отделения функций национального перевозчика от функций национального оператора инфраструктуры с передачей компетенции управления национальным оператором инфраструктуры в ведение Министерства транспорта РК, – добавил депутат Мажилиса Мукаш Искандиров.