Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

Прагматизм Назарбаева

Ключевым достоянием Казахстана является его суверенная государственность.
18.11.2021, 16:56
Прагматизм Назарбаева

Накануне 30-летнего юбилея независимости, пройденный казахстанским обществом и государством путь и все достигнутое за прошедшие годы осмысливаются и представляются в новом свете. Особенно в этом отношении важно понять и объективно оценить не только сами общеизвестные результаты развития Казахстана, но и то, каким образом они были достигнуты, что этому способствовало и т.п. Еще более важно с позиции текущего момента понять, каким будет для республики предстоящее завтра и насколько сохранится уже заданный вектор ее развития.

Ключевым достоянием Казахстана, безусловно, является его суверенная государственность. Причем можно утверждать не об образовании государства, так сказать, с нуля, а о фактическом воссоздании в качественно новом формате, утраченной в свое время в силу известных исторических обстоятельств, национальной государственности казахского народа. Фактор существования Казахского ханства, 550-летие основания которого было отмечено в 2015 году, четко это подтверждает.

Как отметил в своем произведении «Эра независимости» Первый Президент РК Елбасы Нурсултан Назарбаев: «Рубеж XX-XXI веков ознаменовался для Казахстана даже не переломом, а настоящим тектоническим сдвигом. Создание собственного государства – поворотный момент в тысячелетней истории народа, исконно контролировавшего необъятные просторы Центральной Евразии. Разумеется, «момент» здесь не более чем фигура речи: становление государственности – это сложный созидательный процесс. Его длительность измеряется десятилетиями, он включает в себя великое множество больших и малых событий. Их необходимо систематизировать, осмыслить во взаимосвязи друг с другом, чтобы понять истинное содержание первых десятилетий нашей независимости».

Огромный вклад самого Назарбаева в этот процесс был неоднократно отмечен согражданами и представителями международной общественности. Одним из ключевых качеств, которые всегда способствовали его проявлению как политика и руководителя, является прагматизм. Речь идет о жизненной стратегии, основанной на выстраивании своих взглядов и действий, исходя из практической пользы и стремления к достижению выгодных результатов.

Возглавляя Казахстан еще в советский период, Нурсултан Назарбаев усвоил и определил стратегическое планирование, как ключевое условие для успешной реализации различных действий. В связи с этим, одним из первых его заметных дел уже на посту президента суверенной республики стало написание и представление вниманию широкой общественности «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства». В данном произведении отразились четкие ориентиры дальнейшего движения страны, которая только начала свой путь. Впоследствии рассматриваемый подход нашел также свое выражение в озвученных Главой государства стратегиях «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050».

Как известно, в разные периоды новейшей истории Казахстана обществу и государству приходилось сталкиваться с всевозможными вызовами. Но вместе с тем всегда удавалось преодолевать их, постепенно вырабатывая свой своеобразный национальный иммунитет и наращивая устойчивость. Во многом благодаря тому, что Елбасы изначально сделал акцент на построение сильного и дееспособного государства. Особенно это было актуально на заре суверенитета в интересах проведения необходимых реформ и одновременного устранения проявлений и последствий кризиса, охватившего в первой половине 1990-ых гг. практически все сферы жизни общества.

При этом укрепление президентской вертикали периодически сопровождалось привлечением в разное время в систему государственной власти и управления способных, квалифицированных и инициативных кадров. Хотя немало из данных людей в силу всевозможных обстоятельств в разное время выбыли из команды Президента, вместе с тем, работая под его началом, все они в той или иной степени проявили себя во вверенных им структурах и сферах должным образом. В данном случае сказалась способность Назарбаева разбираться в людях, видеть их потенциал и, исходя из этого, направлять на определенные участки работы.

Прагматизм Первого Президента также проявился в выборе и четком следовании эволюционному пути развития страны, предполагающему последовательность и исключающему какое-либо форсирование. Так, еще в 1996 году в своем произведении «На пороге XXI века» он обосновал необходимость проведения политических и социально-экономических преобразований в рамках адаптированной модернизации. Речь идет, прежде всего, о максимальном учете в данном процессе национально-государственной специфики, истории, этнокультурных особенностей и геополитического положения Казахстана.

Особенно это касалось вопросов формирования демократических отношений и институтов в обществе, где отсутствовали соответствующие социально-политические традиции. Понимание демократизации, по мнению Назарбаева, должно было носить не «абстрактно-академический», а практический характер, определяющий возможность сохранения стабильности и судьбу государства. Тем самым, процесс демократизации, фактически, предлагалось рассматривать в одной связке с государственным строительством с отдачей приоритета в пользу последнего из них.

Судьбоносным решением руководства республики стал перенос столицы из Алматы в Акмолу и последующее создание современной столицы. Это, в частности, позволило, во-первых, заметно изменить формат управленческих взаимоотношений по линии «центр-регионы» в сторону равноудаленности первого из них ко всем регионам республики. Во-вторых, сделать столицу образцом современного развития и внедрения новых апробированных подходов к местному управлению для других городов Казахстана.

В свете текущего момента столица республики показывает, что Елбасы не случайно разглядел в свое время ее потенциал. Несмотря на свою молодость в качестве главного города Казахстана, она уже добилась заметного международного признания. В частности, в прошлом году проделана определенная работа по ее трансформации в «Умный город» (Smart city). Городской акимат оказывает 158 услуг, которые полностью оцифрованы. Показательно, что по республиканскому рейтингу «умных городов» Нур-Султан занял второе место (64%) после Алматы (74%).

Еще одним показателем прагматизма Нурсултана Назарбаева стал отказ от ядерного оружия, переданного соседней России. С одной стороны, это стало важным фактором дальнейшего развития отношений с этой страной на основе доверия и стратегического партнерства. А, с другой стороны, Казахстан навсегда приобрел имидж миролюбивого государства, задающего тон в антиядерной повестке на мировой арене. Показательным в этой связи стала  поддержка инициативы Президента РК, озвученной в сентябре 2009 года на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, об объявлении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

В контексте международных отношений Назарбаев изначально сделал ставку на многовекторность и прагматизм во внешней политике. Формулирование и практическая реализация этих принципов сыграли значимую роль в становлении Казахстана в качестве самостоятельного и полноправного участника международных отношений. Постепенное установление и расширение межгосударственного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе открыло стране дорогу во внешний мир и позволило обзавестись потенциальными партнерами из числа заинтересованных зарубежных стран и международных организаций. В том числе, это было важно и для развития национальной экономики с учетом привлечения в нее иностранных инвестиций.

Согласно Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 гг., прагматичность рассматриваемого направления государственной деятельности выражается в ее четком ориентировании на национальные интересы страны. Она также основана на объективной оценке собственных ресурсов, системном определении приоритетных и периферийных направлений и способов их реализации. Благодаря неукоснительному следованию данным принципам, Казахстан прошел путь от начинающего участника международных отношений до авторитетного и уважаемого партнера ряда государств и международных организаций, устремленного в состав 30 ведущих стран мира.

Наконец, Нурсултан Назарбаев, по его собственному признанию, готовился к обеспечению преемственности своего политического курса посредством передачи своих полномочий одному из ближайших соратников более трех лет до своего ухода с поста Президента РК. Тем самым он проявил большую ответственность не только за свою деятельность во главе страны, но и относительно ее будущего. При этом им была подготовлена серьезная политико-правовая база для своей будущей политической деятельности в статусе национального лидера, включая председательство в Совете Безопасности РК.

В своей статье «Духовное завещание Абая» (2020 г.) Елбасы обосновал свой выбор в пользу кандидатуры Касым-Жомарта Токаева следующим образом: «…работая со мной с первых дней нашей независимости Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подавал пример высокой гражданственности и честного, ответственного служения, я принял во внимание накопленный им солидный багаж профессионала: его знание как собственной страны, так и  внешнего мира, его знание языков и культур Востока и Запада, его работу в должности заместителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и, конечно же, его дипломатические заслуги в деле защиты интересов страны и позиционирования Казахстана в глобальном политическом процессе. Вместе с тем, я поверил в его способность находить гармоничный баланс между идеалами национального единства и приверженностью общечеловеческим ценностям».

В результате дальнейшее развитие Казахстана осуществляется под знаком обеспечения преемственности заданного Нурсултаном Назарбаевым официального политического курса, с одной стороны, и достижения прогресса как фактора обновления в разных сферах жизнедеятельности общества и государства, с другой стороны. Несмотря на серьезные испытания, которые казахстанское общество и государство проходят в условиях продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, представляется, что накопленные за прошедшие 30 лет опыт антикризисной деятельности и всесторонний потенциал страны позволят преодолеть и их, с последующим выходом на качественно новый этап своего развития.

Андрей Чеботарев, политолог

Новости партнеров
×