Что стоит знать родителям?
Фотоколлаж Liter.kz
Безопасность детей – тема, которая всегда на первом месте у родителей. Сегодня угрозы могут подстерегать ребенка не только на улице, но и дома, в школе и даже в телефоне. Гораздо важнее вооружить ребенка знаниями и навыками, которые помогут ему распознать опасность и защитить себя. О том, как научить ребенка распознавать угрозу и какие ошибки чаще всего допускают родители, мы обсудили с сертифицированным тренером по детской безопасности Алией Касымовой, передает Liter.kz.
– Алия, расскажите немного о вашей деятельности и опыте работы в сфере детской безопасности.
– Вот уже год я являюсь тренером по детской безопасности, а по образованию юрист и обладатель черного пояса по айкидо. Я провожу практические тренинги для детей с 6 до 12 лет, обучая их, как действовать в опасных ситуациях и как минимизировать их вообще, в том числе от физического нападения. Моя задача – научить ребенка не только технике самообороны, но и умению распознать опасность заранее, принять решение и действовать уверенно. На моих тренингах дети учатся быстро определять опасного человека, обрывать дистанцию, давать моральный и физический отпор преступнику, правильным криком привлечь внимание окружающих, не стать жертвой похищения, нападения в лифте, подъезде.
– С какими запросами обычно обращаются к вам родители и дети? Какие проблемы самые распространенные?
– Родители приходят с тревогой и осознанным подходом к обучению ребенка: мой ребенок ходит один на улице, в школу, а если моего ребенка кто-то попытается увезти, обидеть, обмануть, увести за собой, сможет ли мой ребенок действовать?
Чаще всего нападение всегда бывает неожиданным и застает даже взрослого человека врасплох, что говорить о детях? Дети "замирают" и уходят с преступниками, ведь здесь играет роль такой ключевой момент, как авторитет взрослого. Именно поэтому дети не умеют отказывать.
Самая распространенная проблема – это стереотип преступника. Мне очень запомнились кадры с камер видеонаблюдения по новостям, как семилетняя девочка из города Кульсары уходит вместе с преступником, при этом она идет с ним добровольно. Именно так пропадает большинство детей!
На первом тренинге я провожу опрос для детей "Как выглядит преступник? Можно ли предугадать, что человек опасный, плохой?", а родители со стороны наблюдают, как будут мыслить и отвечать их дети. Абсолютно все дети до 12 лет отвечают, что преступник – это мужчина в одежде черного цвета либо в полосатой пижаме (как в мультфильмах) в маске, с оружием в руках, он хмурый или с прищуренными глазами. Обычно одетого человека дети не воспринимают как потенциально опасного. Поэтому самое важное и первое правило безопасности звучит так: "Преступник выглядит как обычный человек".
– Какие опасности подстерегают детей дома? На что родителям стоит обратить внимание в первую очередь?
– Я веду блог в Instagram с целью осведомленности родителей из Казахстана и других стран, в котором делюсь полезной информацией по детской безопасности. Самая распространенная на сегодняшний день опасность – это выпадение детей из окна и оставление маленьких детей одних дома. Дети очень любознательные, они познают окружающий мир, и наша задача обеспечить для них максимально безопасные условия в доме. Для этого необходимо устанавливать так называемые блокираторы на окна, цены на них доступны каждому. Вторая опасность в доме – это детский травматизм и ожоги. Родителям необходимо соблюдать правила безопасности и обеспечить безопасное пространство в доме. Третья опасность заключается в том, что дети остаются одни дома и могут открыть дверь взрослому с нехорошими намерениями. По статистике 9 из 10 детей несмотря на запрет родителей, откроют дверь незнакомцу.
– Насколько велика сейчас угроза из интернета?
– Мир технологий и искусственного интеллекта дарит детям новые возможности, но и открывает перед ними новые опасности. Сегодня угрозы для ребенка могут подстерегать не только на улице, но и в телефоне – в один клик от дома. Интернет-мошенники, педофилы могут быть как в социальных сетях, так и в онлайн-играх, опасные челленджи, вовлечение в деструктивные религиозные секты или группы с суицидальным контентом – все это реально происходит, и мы видим это в новостях. Именно поэтому детей и подростков необходимо обучать кибербезопасности, кибергигиене, чтобы они могли быстро распознать угрозу, не общаться в онлайн-формате с незнакомыми им людьми, не делиться личной информацией, геолокациями.
– Какие меры предосторожности вы бы порекомендовали внедрить в быту для повышения безопасности ребенка?
– Я хочу порекомендовать следующие меры предосторожности для безопасности ребенка: устанавливать доверительные отношения с детьми, чаще разговаривать, объяснять, быть личным примером для них. В быту устанавливать блокираторы на окна. Научить ребенка не открывать дверь кому бы то ни было. Установить родительский контроль в гаджетах. Проговаривать “правило трусиков” и объяснять о личных границах.
Фото: личный архив Алии Касымовой
– Какие ошибки чаще всего допускают взрослые, которые могут повлиять на безопасность ребенка?
– Распространенная ошибка родителей, что "мой ребенок никогда не пойдет с чужим, ведь мы дома разговариваем об этом". Преступники используют различные уловки и знают о психологическом подходе к детям. Мы с тренерами проводили эксперимент с детьми с согласия родителей. Каждый родитель был уверен в том, что его ребенок не уйдет с незнакомым им мужчиной (помощник). Однако из 13 детей ушли все дети вместе с мужчиной за гаражи, позади которых уже степь. Из 13 детей в данном социальном эксперименте все дети открыли дверь в отсутствие родителей, впустили его домой, а затем ушли вместе с ним!
Родители думают, что опасность только на улице, а интернет безопасен. Было несколько случаев у моих знакомых, когда незнакомый человек через онлайн-игру попытался познакомиться и растлить ребенка. Обученные дети умеют в несколько секунд определять опасность и знают, что делать в такой ситуации.
– Какие инициативы или программы в Казахстане, по вашему мнению, помогают улучшить детскую безопасность?
– С сентября прошлого года в школах Казахстана ввели уроки безопасности в формате классного часа. Это очень здорово повышает осведомленность детей. Однако обучение состоит в большей части из лекций и в ограниченное время. В основном правила дорожного движения, антибуллинг, действия при чрезвычайных ситуациях. Важно, чтобы такие занятия были практическими, с отработкой действий, а не только лекциями. Я как тренер по детской безопасности считаю, что максимальные навыки дети получают именно на живой практике в интерактивном формате и на своем тренинге я создаю именно такие условия, приближенные к реальности, как действовать если подошел незнакомец, что делать если потерялся, как безопасно входить в подъезд и ездить в лифте, как действовать, если произошло нападение в подъезде, в школьном туалете и алгоритм действий при похищении ребенка.
– Какие советы вы бы дали школьникам и подросткам, чтобы они могли защитить себя сами?
– Подростки еще не взрослые, но уже и не маленькие дети. Для того чтобы не попадать в плохие ситуации, нужно всегда сообщать родителям, куда идешь и с кем. Не делиться личными фото, информацией и адресом в интернете. Не стесняться громко звать на помощь. Держать дистанцию с незнакомыми людьми и машинами. Ходить в местах, где есть люди.
Первое это успокоить и показать, что родители на его стороне. Второе – обеспечить безопасность здесь и сейчас. Третье – зафиксировать факт (свидетели, фото, видео) и обратиться в полицию. И обязательно важна психологическая поддержка ребенка, чтобы он не замкнулся.
– Есть ли в вашей практике примеры, которые особенно запомнились и послужили бы наглядным предупреждением?
– В прошлом году я проводила совместный с сотрудником ДЧС тренинг по чрезвычайным ситуациям. Мы показали детям, как распознать первые признаки пожара, как нужно эвакуироваться, что делать можно, а что категорически опасно для жизни и как спастись, если ребенок дома один, но произошла опасная ситуация с проводкой, возгорание электрических предметов в быту, как и чем тушить и т. д. После каждого тренинга для закрепления знаний я раздала домашнее задание на листочках.
Буквально через месяц мне пишет мама одной из девочек, которая была у меня на тренинге по ЧС. Голосовое сообщение от нее я получила рано утром, и оно было таким эмоциональным, полным благодарности знаниям, полученным на тренинге. Ситуация была следующей:
Семья моей ученицы проживает в квартире. Мама ушла на работу, папа вышел в магазин, по дороге встретил знакомого, и его долго не было. Девочка по имени Лена (ей 10 лет) в это время делала уроки в своей комнате. Вдруг произошло замыкание, из настольной лампы появились искры. Настольная лампа коротнула, и обои на стене моментально почернели. Но ребенок не растерялся, а вспомнил то, чему мы учились на занятии, и она сразу обесточила электричество во всей квартире. Благодаря этому возгорание удалось предотвратить. Этот случай показал, что даже простые знания и навыки могут спасти жизнь.
Опыт Алии Касымовой показывает: теория без практики не работает. Только регулярные тренировки, доверительный диалог в семье и внимание к деталям делают безопасность реальной, а не иллюзорной.