При каком раскладе можно увеличить объемы перевозок в Казахстане, разъяснили эксперты
Об этом говорил в Послании президент.
Президент озвучил в своем Послании, что объемы перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту можно увеличить в пять раз. Что об этом говорят эксперты, передает Liter.kz.
У нашей страны выгодное географическое положение и выстроенная транспортная инфраструктура. Благодаря этому через Казахстан проходит 80% сухопутных транзитных перевозок из Китая в Европу.
По Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) грузы идут из Китая через Казахстан по Каспийскому морю в Азербайджан, Грузию и Турцию и далее в страны Европы. В 2023 году объем перевозок по данному коридору увеличился в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом и достиг 1,5 миллиона тонн. Президент озвучил, что объем перевозок по данному коридору можно увеличить в пять раз. Такой прогресс возможен при развитии сотрудничества с партнерами и развитии инфраструктуры, – считает главный эксперт Института общественной политики Алия Рысмамбетова.
Поэтому президент подчеркнул: "Для этого нужно объединить усилия со странами-партнерами — Китаем, Азербайджаном, Грузией, Турцией". Далее Токаев детализировал, что "предстоит построить новый сухой порт на переходе Бахты, ускорить строительство контейнерного хаба в Актау, расширить портовые мощности на Черном море вдоль Среднего коридора. Уже дан старт строительству казахстанских терминалов в китайском Сиане и грузинском порту Поти".
Эксперты института пояснили предлагаемые меры:
- Сухой порт на переходе "Бахты" — это логистический комплекс, который будет построен вместе с линией железной дороги. По сути будет создана еще одна стратегически выгодная транспортная система для укрепления торгово-экономических связей между Казахстаном и Китаем.
- Контейнерный хаб в порту Актау нужен для увеличения грузопотока и контейнерных перевозок по транскаспийским маршрутам.
- Казахстанский терминал в Сиане — логистический хаб с пропускной способностью до 74 тысяч контейнеров, который соединит два крупных региона — Шэньси и Центральную Азию. Это позволит бизнесу получить доступ к 59 железнодорожным развязкам по всем направлениям Китая.
- Черноморские порты являются единственными морскими вратами для Казахстана, позволяющими выйти на мировые рынки. Порт Поти является конечной точкой транспортировки грузов по ТМТМ на черноморском побережье. Наличие контейнерного терминала позволит казахстанскому бизнесу формировать грузовые потоки по выгодным тарифам и привлекать дополнительные объемы транзитных грузов через Казахстан.
В развитии ТМТМ заинтересованы Европа и Китай. ЕС стремится наладить постоянный маршрут в обход России, а Китай – диверсифицировать сухопутные маршруты Экономического пояса Шелкового пути. В июне 2023 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) по заказу ЕС провел исследование по выявлению наиболее устойчивых транспортных сообщений между Центральной Азией и Европой. В результате самым устойчивым признан Центральный транскаспийский коридор (или Средний коридор, о котором говорил президент), проходящий по территории РК: Актау, Курык – Алтынколь. Такой вывод ведущей аналитической структуры мира очень благоприятен для Казахстана с точки зрения инвестиционной привлекательности, – говорит Алия Рысмагамбетова.
С ее слов, по выводам ЕБРР можно спрогнозировать, что дальнейшее развитие транспортной сети Центрально-Азиатского региона будет выстраиваться вокруг Центрального транскаспийского коридора. Через него Центральная Азия будет получать устойчивую экономическую выгоду за счет интеграции с Трансъевропейской транспортной сетью.
Это, в свою очередь, улучшит транспортную связанность нашего региона с Европой. Увеличение транзита по ТМТМ (как между Китаем и Европой, так и между Европой и ЦА) по территории Казахстана позволит получить дополнительные доходы. Таким образом, будет расти доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП. Поэтому Казахстан имеет отличные перспективы стать главным транспортным хабом Центральной Азии, – подытожила она.