Препятствовали работе мониторинговой группы: руководство рынка в Уральске могут привлечь к ответственности

Всего по области было проведено 190 рейдов.

Артур Эдильгериев

С 28 июля в 190 торговых точках ЗКО члены мониторинговых групп проводили работу по регулированию цен на социально значимые продукты питания. 14 групп было создано при областном филиале партии AMANAT. По словам инспектора комиссии партийного контроля областного филиала партии Афизы Семгалиевой, в оптовых торговых точках не выдаются накладные, следовательно мелкие торговцы не знают размера надбавки, которая была ранее сделана на товар, передает Liter.kz со ссылкой на “Мой город”.

Со слов продавцов, закупаются они на рынках “Ел ырысы”, “Мирлан”, “Алтын алма”. То, что там не выдаются накладные, – старая проблема, так и не нашедшая решения.

Кроме этого, в некоторых торговых точках нет ценников на социально значимые продукты питания. Это значит, что нам могут назвать одну цену, а простым покупателям – другую. Вместе с тем мы еженедельно мониторим цены на сахар. Везде его продают по 640-680 тенге за килограмм, но на протяжении недели на рынке “Аяжан” его продавали по 750 тенге, и только спустя неделю снизили до 720 тенге, – рассказала Афиза Семгалиева.

Также некоторые заинтересованные лица мешали работе мониторинговой группы. Например, администрация рынка “Мирлан” продержала проверяющих более часа и не впускала на территорию. Хотя, как отмечает Семгалиева, никаких проблем инспектора не доставляют, они просто мониторят цены, при этом работа эта не оплачивается. 

Все работаем на общественных началах и вынуждены были потерять полтора часа времени. Они проверяли нас в рамках антитеррористических показателей. На каких террористов мы похожи, я так и не поняла. Кроме этого, журналистов вообще не допустили на территорию рынка, тем самым нарушив закон “О СМИ”. Причем все эти факты происходили в присутствии директора рынка Тагиры Журавлевой. Я 40 минут не могла к ней попасть, после чего нам зайти разрешили, а журналистов охраняла служба безопасности, – подчеркнула Афиза Семгалиева.

У членов комиссии есть предположение, что продавцы в момент их досмотра могли поменять ценники. Хотя администратор рынка “Мирлан” заявил, что ему ничего об этом не известно.

Представитель управления предпринимательства ЗКО Бауыржан Саткалиев подчеркнул, что у них есть три надзорные функции – это мониторинг предельной цены, контроль торговой надбавки, которая не должна превышать 15% на цены 19 социально значимых продуктов и ретробонус, когда местные товаропроизводители могут выставлять свои товары на более заметные прилавки торговых точек.

В стране действует мораторий на проверку микро и малого бизнеса. Мы не можем взять и поехать проверять их. Чтобы инициировать проверку, нам нужно обращение от граждан, при этом они должны предоставить нам фотофиксацию и чеки. Проверка обязательно регистрируется в прокуратуре и проводится исключительно на предмет жалобы. Если человек пожаловался на сахар, то мы имеем право проверять только цену на сахар, – отметил Бауыржан Саткалиев.

По итогам заседания после мониторинга, прошедшего 15 августа, были выделены моменты, которые будут направлены в Министерство нацэкономики, Минторговли и Министерство труда и соцзащиты. Основные предложения – это отменить мораторий на проверки субъектов предпринимательства, занимающихся реализацией социально значимых продовольственных товаров.

Как отметил заместитель исполнительного контроля партии Кенесары Нуршинов, сейчас в рамках закона не предусмотрен предельно допустимый уровень надбавок цен для оптовых поставщиков социально значимых продовольственных товаров, что позволяет оптовым поставщикам устанавливать более удобные для себя цены, чем розничным торговцам, что приводит к нестабильности розничных цен. Поэтому предлагается утвердить не более 15% торговой надбавки для оптового поставщика и установить предельные цены на социально значимые продовольственные товары.

Законодательно закрепить количество посредников в части приобретения и продажи социально значимых продовольственных товаров. Данная мера позволит ограничить количество посредников от производителя социально значимых продовольственных товаров или крупного оптового поставщика до розничных продавцов и сократить расходы за счет исключения мошеннических компаний на этапе уточнения цен. Число посредников не должно превышать двух на законных основаниях, – добавил Нуршинов.

Также предлагается определить и актуализировать список людей, которые нуждаются в поддержке, и оказывать им материальную помощь либо предоставлять социальную продовольственную карту из резерва средств, рассчитанных на социально значимые продовольственные товары.

Здесь два предложения. Перечисление средств непосредственно на баланс карты нуждающихся. Это, в свою очередь, ставит под сомнение расходование средств на целевое направление. Данные малообеспеченных семей имеются в местных управлениях занятости и социальных программ. Второе предложение – предоставить нуждающимся специальные карты, с помощью которых они получат возможность покупать социальные продукты по скидкам в заранее определенных торговых точках. Там должен осуществляться обмен информацией через общую базу, интегрированную с местным акиматом. Я считаю, что лучше всего покупать продукты со скидкой по специальной карте, так как в действующих социальных магазинах в данный момент могут отовариваться все желающие. Это значит, что миллиарды, выделяемые правительством, расходуются неэффективно, – заключил Кенесары Нуршинов.

Что касается администрации рынка “Мирлан”, то члены комиссии предложили привлечь их к административной ответственности, а за воспрепятствование работе журналистов привлечь и вовсе к уголовной ответственности.

Новости партнеров