Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 499.65  582.89  6.47

PRO.NRG: наука, которая вдохновляет

Фестиваль, который меняет представление о науке.

30.05.2025, 15:31
PRO.NRG: наука, которая вдохновляет

Известный советский математик, физик, журналист и педагог Яков Перельман еще в начале 20 века совершил революцию, сделав сложные науки — механику, математику, астрономию и физику — доступными и увлекательными для всех. Его талант объяснять сложные вещи по-прежнему высоко ценится. Сегодня в эпоху цифровых технологий и социальных сетей эту эстафету подхватывают новые поколения популяризаторов. Яркими примерами тому служат участники казахстанского фестиваля PRO.NRG, где наука и искусство сливаются воедино.

 

Тысячи людей, одна цель

PRO.NRG, организованный фондом Caravan of Knowledge при поддержке компании «Шеврон», в сентябре этого года пройдет уже в четвертый раз. Благодаря интерактивным и практическим занятиям семейный научный фестиваль с 2022 года вдохновляет тысячи людей. Это событие создает уникальную платформу, где сложные научные концепции становятся понятными, а молодые ученые и новаторы делятся знаниями, способствуя развитию науки в Казахстане.

Программа PRO.NRG включает лекции и ответы на актуальные вопросы, а также интерактивные зоны для детей, где они изучают робототехнику и инженерию в игровой форме. Подростки посещают познавательные мастер-классы с участием экспертов из Казахстана и других стран. Учителя обмениваются опытом и вдохновляются новыми методиками обучения.

PRO.NRG FEST, являясь платформой для учителей STEAM-дисциплин, в 2024 году получил статус национального отбора Science on Stage Europe, что позволяет педагогам демонстрировать свои инновационные подходы к преподаванию. Победители казахстанского этапа в прошлом году представляли свои работы на международном финале в Финляндии.

Ежегодно фестиваль привлекает более 6 тысяч человек и подчеркивает важность гармонии между техническим прогрессом и экологией. Это отражено в темах урбанистики, энергии будущего, науки и природы.

 

Наука и творчество в одном флаконе

В разные годы хэдлайнерами фестиваля становились яркие, харизматичные, влюбленные в науку люди. Это новое поколение исследователей, которые умеют говорить со школьниками на одном языке. Они не ограничиваются аудиториями школ и университетов, активно используя соцсети и видеоплатформы для популяризации математики, химии, физики.

Химик, парфюмер Лейла Утеулиева из Атырау на фестивале рассказала о своем проекте “Аромагия — наука и фантазия”, с которым в прошлом году стала победительницей регионального конкурса JasScience за лучший проект, связанный с наукой. Конкурс проводился в Атырауской области и объединил усилия студентов, преподавателей и представителей некоммерческих организаций для продвижения STEAM-модели обучения. 

Интерес девушки к парфюмерии зародился в 14-летнем возрасте.

“Меня всегда привлекали духи как что-то красивое и вкусно пахнущее”, — рассказывает Лейла.

Чуть позже знания, полученные в НИШ с химико-биологическим направлением и университете, она подкрепила найденным в интернете учебником парфюмерных школ, и начала экспериментировать в домашней лаборатории. 

“Я купила пипетки, мензурки, арома-материалы на маркетплейсах и что-то сама пыталась смешивать, — рассказывает парфюмер.  – Я поняла, что, когда ты сам на практике что-то можешь сделать, это намного интереснее и понятнее школьных учебников. Без практического опыта все знания воспринимаются слишком абстрактно”.

Когда организаторы JasScience искали проекты для повышения интереса к науке и STEAM-образованию, Лейла увидела возможность предложить свой по созданию парфюма.

“Я бы хотела, чтобы мой проект привлек больше девушек, ведь зачастую проекты, особенно связанные с IT, сконцентрированы вокруг ребят. Девушкам, подумала я, было очень интересно прикоснуться к науке с креативной и женственной стороны”.

В проекте Лейлы приняли участие 28 школьниц из 8-11 классов общеобразовательных школ.

По ее словам, благодаря поддержке компании «Шеврон», проект был обеспечен необходимым оборудованием.

“Мы могли полноценно работать с материалами, и, если даже на уроках у девушек за работой случайно разбивались флаконы или же мерные стаканчики, мы могли им предложить замену”, — отметила Лейла, подчеркивая важность финансирования для успешной реализации проекта.

Результаты проекта превзошли ожидания. Опрос, проведенный среди участниц лаборатории в начале учебного года, показал, что у 57% из них улучшились оценки по химии, а у 83% появилось желание связать свою дальнейшую учебу и карьеру со STEAM-сферой.

“У них просто загорелся интерес к этому предмету, представляете?!”, — восторженно делится Лейла.

Девушка убеждена, что сделать науку увлекательной можно даже в обычных школах. Но при этом важно понимать, что именно практические занятия способны пробудить у учеников интерес к научным исследованиям.

PRO.NRG стал еще одной площадкой, где Лейла смогла рассказать об успешной реализации своего проекта. Ее приятно удивил искренний интерес к науке, проявленный участниками. Лейла уверена, что этот фестиваль открывает детям возможности увидеть и попробовать что-то принципиально новое, то, что не найти в учебниках или онлайн-уроках.

«Поразительно, сколько семей с детьми было на фестивале! Они с неподдельным интересом посещали все мероприятия — лекции, мастер-классы, экспозиции. Видеть их горящие глаза — бесценно. Я была уверена, что после фестиваля они все побегут искать дополнительную информацию в интернете, и, возможно, наука увлечет их так же, как когда-то увлекла меня», — подытожила Лейла Утеулиева.

 

Зажигая звезды в сердцах детей

Основатель школы астрономии Astro Astana и популяризатор космоса Артур Гайдук из Астаны неоднократно выступал на площадке PRO. NRG FEST, а также участвовал в проекте JasScience. Он уверен, что дети способны не только впитывать полезную информацию, но и создавать что-то новое, удивительное даже для опытных профи.

“На фестивале дети не просто задавали вопросы, они помогали мне вести лекцию, выступали в роли модераторов, причем очень хорошо подготовленных», — вспоминает астроном. – Я был очень впечатлен их начитанностью.

Артур сам с детства любил наблюдать за звездами. Интерес к астрономии у него зародился тогда, когда отец показал ему подзорную трубу. Хотя первое образование популяризатор космоса получил в другой сфере, а его первая работа была связана с геодезией, увлечение астрономией не отпускало его.

“Хобби, которое идет от души, часто превращается в нечто большее”, — делится Артур.

В осознанном возрасте он вернулся к изучению астрономии, «напитываясь новыми интересными фактами». И в итоге захотел делиться знаниями с другими.

Так появился проект астрономических экскурсий, где Артур показывает детям и их родителям звездное небо в телескоп за городом. Он отмечает, что современные дети проявляют большой интерес к космосу. Это и послужило толчком к созданию школы астрономии, с собственной программой, разработанной столичным специалистом после получения дополнительного образования по астрономии и курсов по педагогике.

 

Новая роль учителя в эпоху ИИ

Тренер по искусственному интеллекту (далее — ИИ) в образовании и преподаватель английского языка Аида Абильякимова стала ярким спикером прошлогоднего PRO.NRG Fest в Астане. Она поделилась впечатлениями о фестивале, назвав его живым и искренним пространством, где наука, технологии и образование “находились не в изоляции друг от друга, а в диалоге”.

На PRO.NRG Аида рассказала о трех живых кейсах из своей практики. Первый касался школы села Талпкер, где учителя вместе с учениками создали ИИ-ассистентов — тьюторов, которые помогают детям готовиться к урокам и доступны 24/7.

“Я также поделилась со слушателями информацией о том, что на первом PedХакатоне, который организовала, учителя создали чат-ботов по истории, английскому и автоматизированную систему обратной связи с родителями. А в Urban College мы внедрили ИИ как помощника в составлении заданий, анализе учебных данных и создании персонализированного контента”, — рассказала тренер по искусственному интеллекту в образовании.

“Сейчас я активно тестирую прототип нашей AI-платформы, которую мы делаем вместе с молодыми разработчиками”, — поделилась Аида.

Эта платформа включает в себя генерацию заданий и тестов, чат-бота с сократовским методом, систему аналитики по успеваемости и пространство для публикации видеоуроков.

Аида Абильякимова считает, что в связи с развитием ИИ изменится и роль учителя в классе.

“Учитель больше не будет носителем информации. С этим ИИ справляется лучше. Учитель останется дизайнером опыта, навигатором, наставником. ИИ может быть очень мощным, но он не видит, когда у ребенка грусть в глазах. А учитель видит”, — сказала Аида.

По мнению эксперта, в ближайшие пять лет у каждого школьника появится AI-наставник, уроки превратятся в гибридный формат: часть занятий будет вести учитель, часть — искусственный интеллект, часть — сам ученик. Активно будут разрабатываться этические принципы использования ИИ, направленные на развитие, а не на подавление мышления.

“А главное — учителя начнут учиться у ИИ и с ИИ, как сейчас учатся у коллег. Это сделает педагогику более открытой, рефлексивной и живой”, — заключила Аида с исключительном позитивом смотря в будущее образования.

Таким образом, судя по отзывам участников, PRO.NRG в Казахстане представляет собой яркий пример того, как один фестиваль способен пробудить интерес к знаниям у многотысячной аудитории разных возрастов и увлечь ее в захватывающее путешествие открытий и инноваций. PRO.NRG — больше, чем просто фестиваль, это инвестиция в будущее казахстанской науки.

Новости партнеров
×