Парадокс: при этом машин в дилерских центрах нет.
По данным портала Energyprom, в августе казахстанцы купили более 11 тысяч легковых и кроссоверов, что на 25% выше показателей минувшего года, передает Liter.kz со ссылкой на Аstana TV.
Автоэксперты уверены, мировой кризис в автомобилестроении – на самом деле передел сил автопроизводителей на глобальном рынке. Продать подержанное авто в разы дороже, чем купил? Парадоксально, но такие правила действуют на казахстанском рынке уже несколько лет. В этом году удорожание иномарок – новых и с пробегом – объясняли геополитической обстановкой и нехваткой полупроводников.
Была ситуация в апреле, например. Я помню, цены менялись каждую неделю, и буквально по миллиону тенге на некоторые модели добавляли раз в неделю. На сегодня цены предельные, на подержанный рынок и на рынок новых автомобилей, – говорит автоэксперт Алексей Алексеев.
Казахстан запустил госпрограмму автокредитования, чтобы обновить автопарк в стране. По официальным данным, почти две трети машин в стране – “старички” старше 10 лет. Но доступные займы усугубили еще одну проблему: ожидание, когда железного коня доставят в дилерский центр. Ускорить многомесячную очередь покупателю можно, но не бесплатно.
Покупатель приходит в салон, а там нужно ждать от полугода до четырех лет. Людям приходится давать взятки, чтобы купить место в очереди, и продвинуться быстрее купить там автомобиль, – рассказал Алексей Алексеев.
Снижение утильсбора вновь обратило взоры автолюбителей на покупку транспорта из дальнего зарубежья, отмечают автоэксперты. Чаще всего – из Кореи и Арабских Эмиратов. Занимаются этим, как правило, частные дилеры.
Утильсбор уменьшили, и сейчас люди начали покупать автомобили. Тенденция есть такая, – говорит глава отдела продаж Аскарбек Гусейнов.
Эксперт уверен, казахстанцы ощущают на себе отголоски борьбы за глобальный рынок крупных производителей авто.
У китайского автопрома автомобили есть в наличии и дефицитов нет. У всех этот дефицит есть, а у них нет. Это как-то странно. При том, что чипы эти приходят как раз из Тайваня, из Китая и так далее. Но китайцы в этот кризис очень даже продвинулись. Только за последние два года в Казахстан зашли четыре китайских бренда, и зайдет еще парочка, – считает Алексей Алексеев.
Кризис полупроводников, охвативший весь мир, по разным прогнозам, закончится в 2025 году. Но это неточно, говорят специалисты, на фоне ситуации в мире и проблем с логистикой.