Новости Казахстана Главные новости Новости мира Политика Экономика Бизнес Коррупция Деньги

"Пройди опрос от Казахтелекома": казахстанцев предупреждают о частых видах мошенничества

В АРРФР обращаются к жителям страны.

"Пройди опрос от Казахтелекома": казахстанцев предупреждают о частых видах мошенничества
Фото: 24.kz

Псевдокредиты, опасные опросники и ложные звонки – это три вида мошенничества, на которые чаще всего попадаются доверчивые казахстанцы. Представители Агентства по регулированию и развитию финансового рынка разобрали каждый из этих видов и призвали жителей страны быть максимально внимательными, дабы не попасться на уловки обманщиков, передает Liter.kz.

Через раздел “Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество” мобильного приложения FingramotaOnline потребители финансовых услуг не только сообщают о финпирамидах, но также рассказывают о различных сомнительных схемах, с которыми они столкнулись.

Псевдокредиты

“Меня зовут Сергей, я консультант по оформлению кредита. Мы от частного фонда kazahcredit. У нас можно за час оформить суммы от 300 тысяч до 6 млн тенге. Ставка – 13% годовых. Срок – до 5 лет. Получить деньги можно на карту, кошелек”, – такую рассылку через WhatsApp или Telegram получили в апреле 2022 года жители одного из регионов Казахстана с номера, который начинается с +370 (это телефонный код Литвы).

Изображение выглядит как столАвтоматически созданное описание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители этого “фонда” в своей рекламной рассылке заявили, что работают со всеми клиентами, несмотря на плохую кредитную историю и просрочки в других банках. 

Чтобы получить обратную связь, мошенники направляют вопросы: “Как ваши имя-фамилия?”, “Какая сумма вас интересует?”. То есть таким образом аферисты пытаются вовлечь в диалог потенциальных клиентов, которые срочно нуждаются в деньгах. Большинство граждан могут проигнорировать сообщение, заблокировав подозрительный номер, но некоторые все же на него откликнутся. И тогда мошенники начинают вести точечную атаку, сохранив номер жертвы в свою базу.

Быстрое и легкое оформление псевдокредитов – один из видов финансового мошенничества. Суть его в том, чтобы заставить поверить людей, что они гарантированно могут получить заем, не прилагая больших усилий. Привлекательно, что кредит можно оформить дистанционно и с минимальным пакетом документов. После того как граждане передадут мошенникам необходимую информацию, злоумышленники могут использовать ее для оформления подставных кредитов, взлома личного кабинета в онлайн- или мобильном банкинге, получая таким образом полный доступ к чужим банковским счетам. 

Аферисты также могут запросить предоплату за “льготный” кредит. Деньги им нужны якобы на оплату услуг кого-то из помощников в кредитных организациях или на то, чтобы изменить информацию в вашем персональном кредитном отчете. Получив желаемое, они исчезают.

Злоумышленники для пущей убедительности также могут направить вам на подписание якобы договор займа. Но в договоре указано, к примеру, что вы перечисляете им деньги на безвозмездной основе, в благотворительных целях. Поэтому очень важно читать все, где вы собираетесь ставить свою подпись. Мошенникам невыгодно давать вам время на раздумье, они прекрасные психологи, манипуляторы и сделают все возможное, чтобы вы скорее подписали бумаги и передали им деньги.

Что еще нужно знать?

Запомните: никаких частных кредиторов в Казахстане не существует! И ни одна финансовая организация не выдает кредиты через третьи лица!

Единственные, кто вправе выдавать займы населению, – это банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность (МФО, кредитные товарищества, ломбарды, онлайн-кредиторы), при обязательном условии – наличии у кредитной организации лицензии от Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. Проверить лицензию финансовых и микрофинансовых организаций можно на сайте финансового регулятора  www.gov.kz

Также следует помнить, что нет никаких посредников между потенциальным заемщиком и кредитором, которые могут помочь с получением кредитов. А значит, человек, который гарантирует вам оформить такой заем, несмотря на плохую кредитную историю, является мошенником. Аферисты могут еще предложить услугу по реабилитации информации, содержащейся в персональном кредитном отчете.

Однако к кредитному бюро, а их в Казахстане два: Государственное кредитное бюро и Первое кредитное бюро, частные компании доступа не имеют, соответственно, они не могут исправить кредитный отчет, удалять информацию о просрочках и “переписывать” таким образом кредитную историю.

И еще – мошенники с помощью современных технологий могут подменить любой телефонный номер, поэтому не доверяйте незнакомцам, которых интересуют только денежные вопросы.

Опасные опросники

Мошенники по-прежнему заманивают людей фальшивыми опросами на фишинговых сайтах. Пользователь FingramotaOnline направил ссылку, ведущую якобы на сайт "Казахтелекома”, где предлагается субсидия на сумму 100 тысяч тенге. Чтобы ее получить, нужно ответить на четыре простых вопроса, выбрать коробку с призом, ввести на сайте свои персональные данные и распространить ссылку среди друзей и знакомых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fingramota.kz ранее писала о таком виде мошенничестве. Аферисты распространяли в интернете ссылки на анкету с розыгрышем от лица двух известных банков, предлагая гражданам по 100 тысяч тенге за то, чтобы они прошли опрос. По сути, изменилась только “упаковка”, а “начинка” осталась прежней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фишинговой странице мошенники использовали логотип казахстанского телеком-оператора, а также цветовую гамму компании. Однако внимательные пользователи заметят, что опрос проводится не на официальном интернет-ресурсе "Казахтелекома”, а домен сайта состоит из непонятных букв и цифр. Кроме того, после опроса идут комментарии пользователей с иностранными именами, что является очевидным признаком фейка. Поэтому не стоит доверять таким отзывам.

Изображение выглядит как текстАвтоматически созданное описание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что еще нужно знать?

На этой мошеннической странице может сохраниться ваш IP-адрес, если вы проявите активность и примете участие в опросе даже из-за простого любопытства. 

Изображение выглядит как текстАвтоматически созданное описание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя данную информацию, интернет-мошенники могут:

- вычислить, в каком городе вы проживаете, кто ваш провайдер;

- отслеживать ваши действия в интернете, чтобы раздобыть как можно больше информации о вас;

- изменить настройки вашего доступа в Сеть, подменяя некоторые сайты на фишинговые копии, и другое.

Если вы прошли опрос, но вовремя спохватились, то нужно:

 - закрыть страничку и очистить кэш;

 - подключить антивирус, если его у вас еще нет;

- если злоумышленники считали ваш IP-адрес, то обратитесь к своему провайдеру, попросив изменить его адрес.

А если вы успели указать свой e-mail, то лучше смените пароль от своей почты. Сделать все это нужно как можно быстрее!

Ложные звонки

Еще один пользователь мобильного приложения FingramotaOnline столкнулся с телефонным мошенничеством. К нему позвонил якобы представитель центра поддержки клиентов Национального Банка РК, который в качестве подтверждающих документов скинул через мессенджер их скрины.

Злоумышленник по телефону представился финансовым контролером Национального Банка РК. Он сообщил своему “клиенту”, что тот якобы стал жертвой мошеннических действий, и для обеспечения безопасности финансовых активов, согласно договору банковского обслуживания, ему необходимо выполнить “процедуру обновления” единого номера лицевого счета. Мошенник был очень убедителен и использовал банковскую терминологию. Он проинформировал, что “процедура обновления” разделена на три этапа. Первый – удаление лицевого счета из системы Национального банка РК, вторая – активация обновленного счета, которая выполняется зашифрованным методом внесения финансовых активов (через банкомат АО “Казкоммерцбанка”), и третий этап – клиенту нужно явиться в отделение банка для актуализации паспортных данных, перевыпуска пластиковых носителей, подписания и получения документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что нужно знать?

Если вы сделаете все по инструкции звонящих незнакомцев, то собственноручно передадите им свои деньги. Соответственно, когда раскроется обман, ваши средства вам никто вернуть не сможет, не помогут даже правоохранительные органы.

Следует помнить, что банковские работники никогда не звонят первыми, чтобы заставить вас перевести деньги на якобы безопасные счета, а также чтобы уточнить ваши персональные данные. Тем более никогда по телефону не будут звонить представители Национального Банка РК.

Потому что Национальный Банк РК:

  • не обслуживает счета физических лиц, не проводит денежных расчетов и сделок с физическими лицами;
  • не осуществляет звонки в адрес физических лиц по поводу мошеннических действий со счетами граждан, компрометации персональных данных и попыток оформления кредитов в банках второго уровня;
  • счета в Центробанке Казахстана могут быть открыты исключительно для учета операций Национального Банка РК, банков второго уровня и ограниченного числа юридических лиц.

Только мошенники могут представиться кем угодно, чтобы обманным путем заставить вас перечислить им деньги или получить доступ к вашим счетам.

Поэтому, если к вам звонят сомнительные лица, просто завершите разговор и перезвоните в организацию, от имени которой вам звонили, по официальному номеру.

Если вы все же стали жертвой финансовых мошенников, обратитесь с заявлением в правоохранительные органы! А если вы столкнулись с финансовой пирамидой, то сообщите об этом в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка через call-центр по номеру: +7 727 237 1000, или мобильное приложение FingramotaOnline, скачать которое можно по ссылкам:

  • в App Store: https://apps.apple.com/kz/app/fingramota-online/id1134502211;

- в Play Market: https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.nationalbank.appeals;

- также доступна веб-версия мобильного приложения: http://online.fingramota.kz/ru.

Новости партнеров
×