“Просят апчу или печеньку”: зачем Казахстану половое воспитание и как это связано с насилием

70% насилия в отношении детей происходит в семье.

Маржан Бакиева

В Казахстане в Год ребенка произошло не менее десяти громких случаев изнасилования детей. В Жетысуской области изнасиловали и убили подростка, в Туркестанской области девочке в результате насилия со стороны отчима пришлось удалить матку, в Алматинской области друг семьи совратил четырехлетнего ребенка. Эпидемия насилия в стране стала актуальнее, чем пандемия коронавируса. Педагог по половому воспитанию Акбота Молдабаева рассказала Liter.kz, чем опасно стирание личных границ детей и табуирование темы полового воспитания.

– По вашему мнению, как в Казахстане обстоят дела с половым воспитанием?

– Около 40 лет назад в России пытались ввести половое просвещение в школах. Но вмешалось правительство, церковь. В итоге в школах детям стали рассказывать о том, что нужно воздерживаться от вступления в половую жизнь до брака, о нравственности, приличиях. В общем, под видом полового воспитания ввели религиозное обучение. Программа провалилась. Также фонд ООН в области народонаселения продвигал концепцию сексуального просвещения. Но Минобразования (сейчас Минпросвещения – прим. ред.) не особо активно в этой сфере. На государственном уровне половое воспитание не поддерживают. Но радует, что родители сами стали интересоваться секс-просвещением. Так как замечают, что дети активны и любознательны в теме полового воспитания уже с раннего детства. Поэтому родители, воспитатели детских садов, учителя покупают книги, читают статьи в Интернете. Учатся разговаривать с детьми уже по-новому.

– Почему половое воспитание необходимо?

– Половое (сексуальное) воспитание – это не пропаганда и не обучение сексу, это обучение принятию и пониманию себя со своими качествами и особенностями, со своими желаниями, способами выражать себя, испытывать ощущения и чувствовать, быть девочками, мальчиками, женщинами и мужчинами.

Половое воспитание нужно для того, чтобы знать, как устроен наш организм, чем отличаются девочки и мальчики, какие ждут изменения подростка (анатомические, физиологические), при этом оба – и мальчик, и девочка – должны знать о строении друг друга. Также половое воспитание включает в себя понятия семьи, беременности, родов, контрацепции, ИППП (инфекции, передающиеся половым путем), профилактики сексуального насилия и многого другого.

Начиная с раннего возраста ребенку в доступной форме нужно рассказывать о строении тела, для чего ему нужен тот или иной орган.

Уже с трехлетнего возраста дети должны знать наименования всех своих частей тела. При этом ребенок должен знать реальные названия половых органов – не краник, цветочек, булочка и т. д.

Акбота Молдабаева

– Не рано ли знать медицинские термины детям в три года? Даже не все взрослые так называют части своего тела…

– И это плохо. Каждый орган – это наше тело, попросту анатомия. Руки и ноги мы ведь не называем ветками и палками, почему тогда половые органы обозначаем иносказательно? Между тем правильное наименование – это уважение к собственному телу, его функциям, здоровью, в конце концов. Почему-то произносить термины стыдно, а нецензурно обозначать их не стыдно. И это не медицинские термины, это анатомически правильное обозначение частей тела человека.

Называя половые органы пестиками и тычинками, мы оказываем ребенку медвежью услугу. В его голове формируется убеждение, что интимные зоны – это стыд и грязь. Мы избегаем разговоров об этом.

Правильное наименование половых органов и открытый разговор помогут детям элементарно объяснить, что их беспокоит. Ребенок может сказать: “Попа болит”. Но попа – понятие общее. В анусе боль? Или кости и связки болят? Или на коже раздражение? Тому же врачу проще объяснить и оказать помощь.

Был случай, когда ребенок попытался рассказать о насилии, но его не поняли. Девочка в школе сказала: “Папа просит печеньку”. Учитель ответила, что надо делиться. Оказалось, что в семье родители в шутку при вечерней гигиене “печенькой” называли половые губы дочери. Ребенка насиловали, но донести страшную правду она не смогла взрослому.

– Как еще половое воспитание с раннего детства помогает профилактике сексуального насилия?

– Каждый ребенок рождается со своей половой принадлежностью. И по мере взросления мальчики и девочки начинают видеть разницу между собой. В идеале родители помогают осознать ребенку его гендерную идентичность – кто он, что ему нравится и не нравится.

Открытый разговор между родителями и детьми формирует прочное взаимное доверие. Ребенок понимает, что в семье готовы говорить на интимные темы. Он становится более уверенным в себе, ведь в его голове все по полочкам разложено – как называются части тела, как они работают, для чего они предназначены.

Ребенку нужно объяснить и постоянно проговаривать, что у него есть интимные зоны, к которым никому не дозволено прикасаться. Если кто-то пытается против воли ребенка прикоснуться, поцеловать его, он должен сказать “Стоп!”, “Мне не нравится!”, “Не трогай меня! ”, “Я расскажу родителям!”, кричать и звать на помощь. Это такое же правило, как нельзя играть со спичками.

Есть семьи, где все половые термины под запретом, их словно не существует. Как ребенок в таком случае расскажет откровенно о произошедшем с ним, к примеру, насилии? Он не расскажет. Ему стыдно. Он считает себя виноватым в произошедшем.

И еще страшнее, что он будет терпеть, возможно, от насильника регулярные нападения. По статистике, 60-70% сексуального насилия над детьми чаще всего происходит в узком кругу (семья, родственники, друзья). Затем дети вырастают с такими глубокими травмами, так и никому не рассказывая ничего.

– Когда пора рассказывать детям о сексе?

– В нашей культуре принято говорить с детьми о сексе и нежелательной беременности к наступлению пубертатного периода, но это уже поздно. В большинстве случаев подросток уже знает все сам, и от ваших разговоров ему неловко. К шести-семи годам у ребенка появляется интерес к теме секса. Но возрастные рамки индивидуальны.

И хорошо, если он узнает об этом из достоверных и проверенных источников. Но чаще всего ребенок узнает от сверстников, в школе, может кликнуть ссылку в Интернете и перейти на порносайт. Когда рассказать ребенку о сексе, каждый родитель решает индивидуально. Кто-то и в 12 лет имеет детское мышление, а другой пробует закурить.

Если ребенок спрашивает сам, что такое секс, то правильнее разговор начать с того, что он уже знает о сексе, что бы он хотел узнать. Тему раскрывать надо постепенно. При этом важна реакция взрослого. Нужно стараться говорить свободно, доступно.

– Есть ли вероятность, что после услышанной информации дети, наоборот, начнут вести раннюю половую жизнь?

– В Швеции, Нидерландах и некоторых штатах США предмет “Половое воспитание” существует уже около 30 лет. Исследования показали, что молодые люди стали позже вступать в половые отношения, сократилось количество абортов и заболеваний, передающихся половым путем. А все потому, что еще до наступления подросткового возраста дети узнали о строении собственного тела, его функциях.

К примеру, у нас не то что школьники, взрослые люди не знают, как наступает беременность, высчитывают “безопасные” дни, практикуют спринцевание. Нет элементарных знаний, что все методы не только не дают гарантии от нежелательной беременности, но и не защищают от ЗППП.

Есть такая практика – девочки берут зеркало и, оставшись наедине, рассматривает свои половые органы. Почему именно девочки? Потому что природой так заложено, что половые органы у женщин скрыты. В то время как мальчики видят свои органы при посещении туалета.

Вы не поверите, но есть женщины, которые думают, что у них уретра и влагалище – это один орган! Невежество – это бич нашего общества.

– У казахов есть такая традиция, связанная с половым органом мальчиков, как просить “апчу”. Как Вы считает, эта традиция нарушает половую неприкосновенность ребенка?

– Для нас традиции важны, и мы их уважаем. Но конкретно эта детская забава никак не состыковывается с нынешними реалиями. Есть мнение, что у этой традиции есть практическая основа – якобы таким образом взрослый очищает пенис мальчика, снимает накопившуюся смегму. С точки зрения гигиены, конечно, эта процедура не выдерживает никакой критики.

Казалось бы, это невинная традиция, которая веселит ребенка и старших родственников. Но таким образом мы стираем личные границы ребенка. Он привыкает к мысли, что любой взрослый может попросить обнажиться и это нормально. Какой взрослый в здравом уме оголится на публике? Почему тогда мы считает допустимым это с ребенком?

– Итак, родители научили ребенка, как называются его части тела, его функции. Но нужно ли знать мальчикам о физиологии девочек, к примеру, о менструации?

– Менструация – это яркий пример табуирования темы полового созревания. Их называют “критическими днями”, “гостями из Краснодара”, “этими днями”. В школе рассказывают об анатомии, но, как правило, дети смеются, и урок может быть сорван. Между тем важно, чтобы мальчики знали о физиологии девочек. В будущем мужчина будет знать, что происходит с телом партнерши, что такое цикл, и проявит заботу.

В США был случай, когда у девочки в школе в первый раз начались месячные, она растерялась и не знала, что делать. Тогда ее одноклассник не высмеял ее, а отнесся с пониманием. Купил средство гигиены, одолжил свою кофту, чтобы прикрыть пятна. А ее отец поблагодарил его и родителей за половое воспитание.

Для девочек также важно знать о том, как протекает нормальный цикл. Бывает, что женщины годами терпят сильную боль во время менструации, думая, что это нормально. Но в данном случае испытывать боль не есть норма. Это может быть сигналом такого заболевания, как эндометриоз.

– Говорят, что воспитание детей нужно начинать с себя. Какие правила поведения существуют для взрослых?

– В отношениях между родителями должно быть взаимоуважение. Несмотря на то, что это муж и жена, но у каждого есть свои границы. Если партнер не хочет обниматься, целоваться, то нельзя его заставлять. Будет правильно, если старшие родственники научатся вслух проговаривать, что именно им не нравится. Ребенок привыкнет, что он также может выразить несогласие, свое мнение и не будет за это наказан.

Как только ребенок начал ходить на горшок, учим его самого осуществлять интимную гигиену. Когда дети моют половые органы сами, они изучают себя и привыкают к мысли, что интимных мест касается только он. У ребенка формируется понятие – что прикосновение чужого — это ненормально. Есть правило: “Мое тело – это мое тело. Твое тело – это твое тело”. По этому же принципу не обнимайте и не целуйте ребенка, если он не хочет. Не заставляйте его идти и целовать родственников, а то они могут обидеться. Нужно соблюдать личные границы ребенка. При этом учить его соблюдать границы другого.

Стучать в дверь перед входом – это нормальная практика, применимая к детям уже четырех-пяти лет, особенно если это подросток. Так как он может быть занят изучением себя. И это тоже нормально. Впервые дети начинают изучать свое тело уже с четырех-шести лет. Неподготовленные взрослые пугаются, думают, что сами спровоцировали ребенка на мастурбацию или случайно малыш увидел взрослое видео. Но это не так. Изучение собственного тела – естественная стадия развития ребенка.

Подросшему ребенку нужно объяснить, что есть правило: “Где? Когда? Как?” То есть нужно объяснить, что лучше уединиться в собственной комнате, когда рядом никого нет, и мыть руки.

Мне бы хотелось, чтобы наш менталитет не тормозил развитие общества, а, наоборот, добавлял колорита в современные знания и следующие поколения.

Наша сексуальность, тело, чувства, эмоции, любовь к себе и людям сопровождают нас всю жизнь. Половое воспитание помогает быстрее понять, принимать себя и других. Быть добрее, толерантнее и терпимее.

Новости партнеров