Спросили у экономистов и аграриев.
Правительство Казахстана планирует отказаться от госрегулирования цен на социально значимые продукты с 2024 года. Власти заверяют, что такой подход уменьшит влияние государства на рыночные отношения и повысит конкурентоспособность среди отечественных производителей. Так ли будет на самом деле, разбираемся в материале Liter.kz.
Предельных цен больше нет
К первому полугодию 2024 года в Казахстане планируют отказаться от установления предельных цен на соль, муку, рожки, гречневую крупу, рис, хлеб, молоко, картофель, яйцо куриное (первая категория), то есть на продукты, которыми страна обеспечивает себя сама, сообщили в Министерстве торговли и интеграции.
Также к первому полугодию 2025 года запланирован полный отказ от механизма введения предельных цен еще по десяти товарам. Это морковь столовая, лук репчатый, капуста белокочанная, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо курицы (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное (несоленое, не менее 72,5% жирности, без наполнителей и растительных жиров), творог (5-9% жирности), сахар белый – сахар-песок), по которым импортозамещение составит порядка 100%.
Тем самым в правительстве отметили, что поэтапный отказ от госрегулирования цен на социально значимые продукты позволит уменьшить долю влияния государства на рыночные отношения, что, в свою очередь, позволит отечественным производителям стать более конкурентоспособными на рынке.
К слову, по данным Бюро нацстатистики, в конце декабря годовая инфляция составила 9,8% (20,3% – декабрь 2022). Цены на продовольственные товары повысились на 8,5%, непродовольственные товары – на 9,1%, платные услуги – на 12,4%.
Встает вопрос: насколько подорожают продукты уже 2024 году, учитывая нововведения?
Мнение аграриев
Председатель национального агродвижения Алмасбек Садырбай поддерживает ценовую политику государства. По его словам, казахстанский рынок всегда сам регулирует стоимость социально значимых товаров.
Если мы – государство, которое придерживается рыночной экономики, то не должно быть подобного регулирования цен. В Казахстане регулирования цен и не было. Есть просто показательная деятельность, когда акимы делают обход. Они обходят коммунальные рынки, и перед ними ставят одну цену, после того как он отходит, ставят другую цену. Поэтому это все делалось формально и нет необходимости регулировать цены, рынок сам это сделает, – считает он.
При этом аграрий отмечает, что в этом году повысится стоимость только хлебобулочной продукции. Остальные товары не так сильно вырастут в цене.
На полках магазинов цены на продукты не сильно изменятся. Единственное, подорожает хлеб, мука первого сорта. Так как при сдерживании цен не оправдывается экономическая целесообразность для мельниц, пекарей. Они работают на грани низкой рентабельности. Поэтому первым подорожает хлеб, остальная продукция несильно изменится в цене, – прогнозирует председатель агродвижения.
Руководитель Национального союза сельскохозяйственных кооперативов Казахстана Мырзахмет Уксикбаев солидарен с мнением коллеги относительно отказа от госрегулирования. Для социальных слоев населения эксперт предлагает внедрить специальные скидки на товары первой необходимости.
Нет смысла регулировать цены на социально значимые продукты. У нас несколько раз сокращались виды социально значимых продуктов. Когда-то было 26 видов, потом стало 21, теперь 19. Кажется, что каждый раз мы сокращаем рацион для социально уязвимых людей. Тут однозначно могу сказать, что социально незащищенные слои населения должны получать продовольственные карточки. Например, в России есть карточка москвича, по которой в пределах Москвы на продукты даются определенные скидки. Эта карточка раздается тем, кто в ней нуждается. Остальные все покупают по рыночной стоимости, – отмечает он.
По его словам, в глобальной системе торговли казахстанские производители проигрывают не только в цене, но и в объеме производимых товаров.
Вместо того чтобы наращивать объем производства, создавать рабочие места, обеспечивать поступление налогов, мы начинаем закручивать болты производителям продукции. Регулирование цены власти берут по факту. Берут за шесть месяцев цену, начинается подозрение на ценовой сговор и проверяющие задним числом выставляют штрафы производителям. Здесь же несколько факторов играют роль от производителя до посредников, логистики. За все это не должен же отвечать только товаропроизводитель. В итоге получается, что крайними остаются производители агропромышленного комплекса. Поэтому регулирование цен на продукты на самом деле отрицательная игра для товаропроизводителей, – считает Мырзахмет Уксикбаев.
Аграрий добавил, что, согласно закону об агропромышленном комплексе и развитию сельской продукции, государство должно обеспечивать население доступной отечественной продукцией, при чем не только в объеме, но и по финансовой части.
Еще один момент – у нас нет отдельного закона о продовольственной безопасности. К примеру, в РФ есть доктрина об обеспечении продбезопасности, а у нас такого нет. У нас даже в законе о нацбезопасности нет раздела о продовольственной безопасности, она входит в экономическую безопасность. Там не раскрыто полностью, кто, чем должен заниматься. Если такой закон рассмотрят, в рамках него необходимо определить компетенции госорганов при снижении показателей продовольственной независимости. Необходимо также пополнить продовольственную корзину с учетом медицинских показателей. Например, раньше в списке социально значимых продуктов была рыба, потом ее убрали, – поделился мнением он.
Что думают экономисты?
Экономист Куат Акижанов считает, что такой ценовой политикой государство противоречит установкам президента. Вместо повышения уровня благосостояния казахстанцев идет накопление социальной напряженности.
Он провел параллели с ценовой политикой в 90-х, после которой стоимость продуктов подскочила в несколько раз.
В 1992 году, когда была первая ценовая реформа, в рамках шоковой терапии сняли ограничение цен. За одну ночь цены поднялись не на 30%, а на целых 300%. Так, за последние 30 лет мы наблюдаем повышение цен на продукты. Это – во-первых. Во-вторых, социально значимые товары – это и есть самые необходимые товары для социально уязвимых слоев населения. А таких у нас очень много. Чтобы попасть в эту категорию, у вас должны быть совсем низкие доходы. На самом деле у 90% казахстанцев не самые высокие зарплаты, соответственно продовольственная корзина у таких казахстанцев состоит из хлеба, муки, яиц, картофеля и чая. Такой рацион питания отражается и на состоянии здоровья нации, – отмечает экономист.
Из-за низких зарплат большая часть населения 70% своего дохода тратит на еду, добавил эксперт.
В других странах, которые формально относятся к странам, где доходы населения выше среднего, как Казахстан, затраты не должны превышать 30%, остальное идет на накопления, учебу детей, досуг, развитие. Здесь, когда люди отдают до 70% доходов на потребление еды, о каком благополучии населения можно говорить? Я вижу в отмене госрегулирования цен технократическое решение, обусловленное тем, что рынок якобы сам все урегулирует. Но это на самом деле не так, от такой политики выиграет лишь небольшая группа населения, – считает Акижанов.
При этом он добавил, что экономические торговые союзы с другими странами влияют в том числе на конкурентоспособность отечественного производства.
Я понимаю позицию аграриев и агропромышленного комплекса. Учитывая человеческий труд, климатические условия и другие факторы, этот вид бизнеса считается убыточным. Во всем мире агропромышленный комплекс субсидируется государством. Но при этом Казахстан влез во всевозможные союзы. Наши аграрии жалуются, что их товар неконкурентоспособен. Потому что та же самая Россия, Беларусь более успешно субсидируют своих товаропроизводителей. Чтобы компенсировать ценовую нагрузку на затраты наших аграриев, отменяют предельные цены на социально значимые товары. Здесь решили поддержать одних и ущемили других, – говорит экономист.
В свою очередь экономист Мурат Казтаев тоже считает, что к решению проблемы необходимо подходить комплексно. По его словам, на рынке создается дефицит товаров, который рано или поздно только ускорит рост цен.
Потому бессмысленно со стороны правительства пытаться контролировать розничные цены, а акимам устраивать показательные рейды по рынкам и магазинам. Также государство пытается регулировать цены, ограничивая наценку на товары, что тоже нарушает принципы рыночной экономики. А размер наценки как раз определяется конкуренцией – если та или иная отрасль экономики дает возможность получить высокую прибыль, при этом нет ограничений для входа в эту отрасль и правила игры равны для всех, то в этом случае в эту отрасль приходят новые игроки, которые усиливают конкуренцию, и тогда высокая наценка становится уже невозможной, что приводит к снижению цен. Неэффективные инициативы государства по ручному регулированию экономики обусловлены тем, что их создают чиновники, которые не работали в частном бизнесе или не занимались частным бизнесом и не понимают механизмов его работы, – пояснил он.
Первой задачей государства, как отмечает Казтаев, должны быть условия для свободного формирования цен, при этом не должно быть никаких ограничений – специальных квот на импорт, непродуктивных посредников в цепочке поставок.
Тогда бизнес, конкурируя между собой, будет стараться предложить потребителю наилучшие товары по наименьшей цене, в итоге выигрывают и потребители, и наиболее конкурентоспособные бизнесы. Во-вторых, государство должно стимулировать отечественных производителей, чтобы больше импортных товаров замещалось товарами отечественного производства, отстаивать интересы национального бизнеса и готовиться уже наконец к выходу из ЕАЭС. Также бороться с инфляцией, чтобы у Нацбанка была возможность снизить базовую ставку, а у банков второго уровня – снизить ставки по кредитам, чтобы кредитование вновь стало доступным для наших производителей, – перечисляет экономист.
Третьим решением вопроса он назвал повышение доходов казахстанцев, чтобы обеспечивать устойчивый платежеспособный спрос на товары.
Имея достаточный для жизни доход, граждане уже сами будут способны выбирать, где и у кого покупать те или иные товары, и в условиях свободного рынка больше всего покупателей будет у того бизнеса, который наиболее эффективен в удовлетворении потребительского спроса. Рост платежеспособного спроса населения приводит к росту выручки бизнеса, который инвестирует в свое расширение, создает новые рабочие места, платит больше налогов, и по этой цепочке экономическая активность в стране оживает, – считает Казтаев.
Исходя из вышесказанного, аграрии отказ от госрегулирования поддерживают, напоминая при этом о законах рыночной экономики. Экономисты советуют подойти к этим мерам комплексно и учитывать реальные доходы граждан, повышать их платежеспособность. Эксперты не отрицают, что при сырой ценовой политике случится резкий рост цен, где зарабатывать будут лишь избранные бизнесы или посредники. При таком раскладе стоимость жизни для населения вырастет, создав основу для социальной нестабильности.