Рок на все времена
Поскольку площадь ежедневной газеты необходимо экономить, как патроны в окружении, давайте с места в карьер. Главный феномен газеты "Литер" не в том, что она выжила в эпоху интернета, и не в том, что она в целом прожила так долго вопреки объективным и субъективным процессам в отечественном медиаполе, которое зачищали, выжигали и перепахивали по многу раз за эти двадцать лет.
Ее уникальность в том количестве молодых и не сильно опытных людей, прошедших через душные коридоры редакции и вышедших в свет с билетом в большую журналистику. "Литер" выдавал такие квитанции пачками, и многие бывшие его пассажиры доехали с ними до самых вершин нашей многострадальной профессии.
Точно не вспомню, когда я попал в редакцию газеты — кажется, осенью 2005 года. Чтобы было понятно, как это было давно, достаточно сказать, что в редакциях тогда курили прямо за рабочими столами, пользовались дискетами и кассетными диктофонами.
Что для меня значат эти чуть более полутора лет в "Литере"? Это целая жизнь, в которой не только уместились, согласно новелле классика, война, бедность и любовь, но и рождение сына, встреча с удивительными людьми, которые впоследствии будут всю жизнь параллельно идти рядом в спектре беспокойного периферического зрения.
Любовь... В феврале 2007 года редакция гуляла на моей свадьбе. А в июне (бывает и так) родился мой старший сын Арсений. Потом был еще второй сын, а вот любовь осталась одна...
Бедность как последствие любви и женитьбы — зарплаты "Литера" молодой семье должно было хватать, но вот от свадьбы в кредит пришлось приходить в себя еще несколько лет...
Война — это выезд с фотографом Сергеем Ходановым в горящий "Шанырак", бунт, повлиявший на судьбы многих людей. Отголоски этой боли до сих пор тихо и нечасто отдаются в нашем обществе.
В этот период произошли убийства Нуркадилова и Сарсенбаева, произошедшие с разницей в несколько месяцев. На минуточку: убили бывшего акима родного города и бывшего министра информации. Вы все еще уверены, что в 90-х было интереснее?
Оглядываясь на это сегодня, с уверенностью заявляю, что страна на дыбах, может быть, и не стояла, но удила закусывала отчаянно.
Немногие помнят сейчас, но главным редактором был в тот период Виктор Баранов, невероятно одаренный от природы журналист. Молодой (тогда не было тридцати), не особо начитанный, не аналитического склада ума, но блестяще, почти виртуозно владеющий словом, Виктор давал крутейшие заголовки простым новостям ежедневно и в огромных количествах ("Им дали мзды" — про коррупционеров, "Серб и молод" — про нового премьер-министра Сербии и Черногории, "Сорванная комбинация" — про женский волейбол и пр.). Считаю, что это был расцвет газеты. Уж один из расцветов — точно, он ведь у каждого — свой.
Многие молодые журналисты того состава, а я говорю именно про молодежь — это элита печатной прессы сегодня. Аскар Джалдинов, Александра Алехова, Юлия Старикова, Дина Устиненко, Евгения Ли. Даже Игорь Неволин — тогда они с Замиром Каражановым тоже были молодыми журналистами, хоть и не очень молодыми людьми.
Я уж не говорю про звезд вроде Дмитрия Бациева, Евгения Рахимжанова, Льва Таракова. Чтобы было понятно мое ежедневное состояние: я чувствовал, что нахожусь на ежедневном рок-фестивале, но только не среди зрителей, а среди легенд и бронтозавров. И сам ощущал себя таковым.
После "Литера" — самой на тот момент крутой ежедневной газеты на планете Земля — можно было идти работать в любое место, будь это СМИ, пресс-служба или любой другой проект, связанный с массовыми коммуникациями.
Поэтому сейчас большинство литеровцев успешны и уж точно уважаемы.
Желаю всем причастным творческих успехов и процветания!
Нынешней редакции — сил и вдохновения.
Вам пора работать, потому что верстка все еще не останавливается.
Игорь Хен, Астана