Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

Нехватка инва-купе: в Казахстане остро стоит вопрос с вагонами для инвалидов

Как решается проблема с инва-купе в стране? 

25.06.2024, 14:58
Нехватка инва-купе: в Казахстане остро стоит вопрос с вагонами для инвалидов
Фотоколлаж: Liter.kz

Из 140 вагонов, которые Казахстан в рамках обновления железнодорожного состава республики закупает в этом году, лишь в 14 предусмотрен комфортабельный проезд для людей с ограниченными возможностями. Такие данные в ответ на прозвучавшую критику об отсутствии транспортной инва-структуры озвучил министр транспорта РК Марат Карабаев. Но критику принял и проблему признал.

“У нас не только с инва-купе проблема была, но и вообще с вагонами. С 2019 по 2021 год у нас было 600 единиц вообще убитых вагонов. А новых мы тогда закупали всего 300 единиц. С прошлого года мы значительно увеличили количество закупа новых вагонов для нашей железнодорожно-пассажирской отрасли. Начали со 118 вагонов. Это в прошлом году. В этом году ряды новинок пополнят еще 140 вагонов. В следующем году приобретем еще больше – 224. В целом эта программа рассчитана до 2029 года включительно, и после ее завершения у нас будут курсировать 1 200 новых железнодорожных вагонов”, – обратился к статистике Марат Карабаев.

Но если общая статистика обнадеживает, то цифры по инва-купе, наоборот, удручают.

“Взят поезд маршрутом Павлодар – Туркестан. Это просто огромный состав, и на весь этот состав всего одно инва-купе. Вот где настоящая печаль нашей страны, а не рост количества людей с инвалидностью, о котором вы говорите! “ – обратилась со своей болью к министру транспорта мама особенного ребенка из Экибастуза.

По мере обновления пассажирских железнодорожных вагонов увеличивается и количество инва-купе. Из расчета примерно один инва-вагон на каждые 90 обычных.

Только цифры:

Из 118 вагонов, приобретенных в прошлом году, в 13 есть инва-купе. Еще 14 инва-купе предусмотрены в тех 140 вагонах, которые Казахстан закупает в этом году.

По мнению жительницы Экибастуза, которая, помимо воспитания ребенка с ментальными нарушениями, занимается еще общественной деятельностью по защите прав детей с инвалидностью, подобные сподвижки по увеличению количества инва-купе, конечно, хорошо, но это капля в море.

Реакция Марата Карабаева не заставила себя ждать. Министр транспорта пообещал, что совместно с депутатами Мажилиса рассмотрит вопрос об увеличении количества закупа именно инва-купе. Но когда это будет! Экибастузская общественница предложила свои варианты временного решения проблемы, что вызвало жаркие споры. Выяснилось, что в Министерстве транспорта уже есть определенные решения, как улучшить транспортную инва-структуру Казахстана. Начали с инва-такси. Как рассказал Марат Карабаев, еще совсем недавно на всю Астану курсировало всего четыре машины, специализирующиеся на перевозке людей с ограниченными возможностями. Недавно к ним закупили еще 14.

“Теперь по этому сценарию хотим отработать в каждом городе Казахстана. Но нам нужно знать реальную потребность инва-такси по каждому региону”, – отметил министр транспорта.

В планах вообще создать отдельную бюджетную программу по созданию транспортной инфраструктуры для маломобильных казахстанцев. Создана рабочая группа по выявлению слабых мест в этой сфере.

“Мировая практика нам говорит: невозможно обеспечить инва-структурой весь город. Нужно сосредоточиться на основных маршрутах, которыми чаще всего пользуются люди с ограниченными возможностями, и вот по ним отрабатывать уже точечно”, – обращается к примерам других стран Марат Карабаев.

В Казахстане выявлением этих “болевых точек" занимаются аналитики Всемирного банка развития. После того как они представят свое видение, как создать комфортные условия для безбарьерного передвижения инвалидов по всем транспортным направлениям, в министерстве займутся разработкой соответствующей бюджетной программы. Но есть и уже конкретные предложения. Например, льготы для инвалидов на авиаперелет.

До сих пор предоставление инвалидам один раз в год бесплатного перелета на отечественных авиалиниях действовало лишь на усмотрение самих авиаперевозчиков. Договоренность такая между ними и Министерством транспорта была. Другой вопрос, соблюдалась ли она. Самому Марату Карабаеву, как он признался, докладывали, что да. А вот, например, маме особенного ребенка из Экибастуза, когда она пыталась воспользоваться этой льготой, авиаперевозчики в один голос парировали, что такой практики у них нет и никогда не было. Конкретно с этим случаем Марат Карабаев поручил детально разобраться. А в целом по проблеме обрадовал как минимум 800 тысяч казахстанцев, если верить статистике, имеющих ту или иную группу инвалидности. В закон “О воздушном транспорте" готовятся внести норму, обязывающую авиаперевозчиков Казахстана раз в год перевозить инвалидов бесплатно.

“Раньше это делалось по пожеланию авиакомпании в рамках социальной ответственности бизнеса. Теперь мы вносим это изменение в законодательство. Это будет законным обязательством авиаперевозчика”, – сообщил министр транспорта.

В этой же норме содержится и 50-процентная скидка на авиабилет для тех, кто сопровождает инвалида. Правда, 50% от стоимости не приобретенного билета, а самого дешевого на этот рейс.

“Как известно, при приобретении авиабилета действует 5-категорийная ценовая политика. Если билет выкупили заранее, идет одна стоимость, если незадолго до вылета – другая. 50-процентная скидка для сопровождающего инвалида лица будет рассчитываться от самого дешевого билета, предложенного авиакомпанией на этот рейс”, – дополнил Марат Карабаев.

И уточнил, что действовать вышеназванная льгота будет только для сопровождающих инвалидов первой и второй групп.

Сейчас поправка находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. Ее принятие станет просто огромным шагом к созданию действительно безбарьерной среды для инвалидов в Казахстане.

Рассказав о том, что уже делается в стране в сфере улучшения транспортной инва-структуры, Марат Карабаев перешел к обсуждению насущных проблем инвалидов, признавшись, что и для его семьи они знакомы не понаслышке. И здесь опять на первый план вышел уже упоминавшийся дефицит инва-купе, который в сезон летних отпусков родителей актуален, как никогда. Что делать родителям детей-инвалидов сейчас? Заполучить-то инва-купе, которое в единственном экземпляре имеется в вагонах (и то не во всех), – это как выиграть в “Бинго”. Почти нереально. Мама особенного ребенка из Экибастуза предложила льготную альтернативу.

“Если у нас катастрофически не хватает инва-купе, то можно ли рассмотреть вариант использования инвалидом купе обычного, но с 70-процентной скидкой как для него самого, так и для того, кто его сопровождает?” – поинтересовалась женщина.

Здесь стоит пояснить, что эти 70% взяты не с потолка. Именно такая льгота и для ребенка, и для одного из родителей, его сопровождающих, действует сейчас при покупке билета в инва-купе.

“Я прошу скидку в обычном купе в 70% именно из-за отсутствия инва-купе”, – пояснила свою просьбу жительница Экибастуза.

На это министр транспорта ответил, что просить можно сколько угодно – хоть 70, хоть 90%.

“Любая скидка ложится на плечи государства как субсидируемая часть. Обсуждает такие моменты, исходя из возможностей бюджета, специальная комиссия”, – объяснил он.

Кстати, скидки для сопровождающих инвалидов лиц при проезде по железной дороге сейчас тоже рассматриваются. Но в размере не 70%, а 50 (такая же льгота действует сейчас на железнодорожном транспорте для самих людей с ограниченными возможностями). Первое заседание комиссии по этому поводу уже провели. Правда, речь идет не о коммерческих поездах, а социально значимых. Но коммерческих составов в Казахстане всего два, остальные 60 относятся к социально значимым, и все действующие для особенных людей скидки на них распространяются.

Зашла речь и о требовании при покупке билета со скидкой предъявлять свидетельства о рождении ребенка и свидетельство об его инвалидности исключительно в бумажном виде. Электронные документы в расчет не принимаются, сколько кассира на кассе не упрашивай.

“У меня был случай: сломалась машина, я оставила ее в Павлодаре, а нам с ребенком нужно было срочно уехать домой, в Экибастуз. Показываю кассиру электронный документ, чтобы приобрести билет на поезд, а мне говорят, что нужны документы в бумажном виде, которых с собой у меня не было. Так я и не смогла приобрести билет со скидкой для своего ребенка-инвалида. Писала по этому поводу в Министерство транспорта, но мне пришла простая отписка ни о чем”, – пожаловалась министру экибастузская общественница.

Выяснилось, что номер бумажного свидетельства об инвалидности и электронного не совпадает. Отсюда и требование предъявлять документы бумажные.

Еще один вопрос касался возможности отмены оплаты для родителей инвалидов поездки по платным дорогам. Марат Карабаев сначала ответил нет, ссылаясь на то, что плата взимается за машину, которая едет по этой дороге. Но в ходе обсуждения оказался уже не таким категоричным.

“Надо смотреть, чтобы завтра при введении этой нормы у нас не получилось, что все воспитывают детей-инвалидов и им нужно освобождение либо скидка при пользовании платными дорогами. Этого же боимся!” – ответил министр транспорта.

В общем, пришли к тому, что пока этот вопрос не рассматривается, но не исключено, что его обсудят позже.

А экибастузскую активистку и правозащитницу включили в рабочую группу по обсуждению того, как сделать передвижение инвалидов по Казахстану более комфортным и, что немаловажно, доступным.

Новости партнеров
×