Сайгаки в опасности: В МИИР пообещали провести экоэкспертизу дороги "Центр-Запад"
8 августа 2020 года в Минэкологии сообщили редакции Liter.kz, что автодорога «Центр — Запад» пересекает пути миграции Бетпакдалинской и Устюртской популяций сайгаков. Ее строительство может отразиться на численности краснокнижных животных и даже привести к полному уничтожению. Учитывая серьезную угрозу для животных, редакция Liter.kz обратилась с официальным запросом в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, которые в свою очередь ответили, что проведут экологическую экспертизу. Подробнее в материале.
О том, что маршрут дороги пересекает пути миграции сайгаков была известно изначально. Еще на стадии разработки автодороги «Центр-Запад» в 2015 году власти определили места миграции животных и запланировали строительство тоннелей под дорогой. Все это внесли в проектно-сметную документацию (ПСД).
Вопрос обустройства переходов 2 февраля 2018 года обсудили на заседании Научно-технического совета. Так что для МИИР этот вопрос не является неожиданным.
«Согласно пункту первого протокола заседания рабочей группы от 25 сентября 2019 года под председательством заместителя председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭГПР Айнабекова с участием всех заинтересованных сторон (МИИР РК, АО НК «КазАвтоЖол», РАОООиСОХ «Кансонар», РГП «Институт зоологии», Фонда сохранения биоразнообразия), принято решение об одобрении по обустройству мест перехода сайгаков через коридор «Центр-Запад» с откосами 1:6 или 1:10. Также по итогу заседания Научно-технического совета от 2 февраля 2018 года принято решение выполнить уполаживание откосов (устранение дорожных дефектов - прим.ред) 1:10 на участках миграции диких животных с установкой соответствующих предупреждающих знаков и защитных ограждений», - сказано в ответе на запрос Liter.kz под подписью вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Берика Камалиева.
Изначально предлагалось соорудить мосты или туннели, которые позволяют животным безопасно пересекать дороги, в частности, автотрассы (экодуки). Однако выяснилось, что экодуки поверх дороги и переходы под трассой не будут использованы сайгаками, поскольку они живут в открытых, ровных ландшафтах и боятся как возвышающихся сооружений, так и разного рода тоннелей.
В МИИР подчеркнули, что помимо устранения дорожных дефектов, больше никаких дополнительных уведомлений со стороны министерства экологии не было.
«Еще на стадии разработки технико-экономического обоснования в 2015 году, министерством должным образом было уделено внимание данному вопросу. Так, места миграции диких животных и габариты сооружений тоннельного типа под автодорогой были согласованы с областными территориальными инспекциями лесного хозяйства и животного мира и уточнены в ходе разработки ПСД. Разработка ПСД ведется с 2016 года», - сказано в сообщении.
Сегодня из 29 участков автодороги «Центр-Запад» протяженностью 1 273 километра, разработано ПСД по 17 участкам общей протяженностью 764 километра. На рассмотрении госэкспертизы находится четыре участка протяженностью 191 километр, и в разработке еще восемь участков протяженностью 318 километров. В целом полное завершение проектирования коридора планируется уже в 2020 году. На сегодня в рамках средств, выделенных из бюджета, освоение составляет порядка – 94 %.
Автодорогу «Центр-Запад» будут строить с 2021 по 2022 год.
Так как проект масштабный, МИИР планирует привлечь на реконструкцию и строительство заемные средства Международных финансовых институтов и софинансирования из бюджета.
Стройка начнется только после того, как ведомство найдет деньги, разработает ПСД и получит все разрешения. К тому же, на этом участке должны провести еще одну экологическую экспертизу.
«Вместе с тем сообщаем, что согласно политике Международных финансовых институтов в целях предотвращения или уменьшения ожидаемых воздействий на природную, социальную и культурную среду, до начала реализации проекта проводится оценка по воздействию на окружающую среду и социальную сферу. Такие исследования проводились в 2015 году, с учетом прошедшего промежутка времени до финансирования проекта вновь будет проводится экологические экспертизы», - подчеркнули в МИИР.
Кроме того, в МИИР заметили, что они готовы рассмотреть предложения и решения по обеспечению беспрепятственной миграции сайгаков, только при реализации проекта «Центр-Запад».