Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 518.97  607.3  6.64

Саммит в Астане: как Китай выстраивает новую архитектуру сотрудничества с Центральной Азией

Итоги плодотворной встречи глав Центральной Азии и Китая.

18.06.2025, 13:21
Саммит в Астане: как Китай выстраивает новую архитектуру сотрудничества с Центральной Азией
Фото: Акорда

17 июня в Астане состоялся второй саммит “Центральная Азия – Китай” с участием председателя КНР Си Цзиньпина и лидеров пяти стран региона – Сердара Бердымухамедова, Садыра Жапарова, Шавката Мирзиёева, Эмомали Рахмона и Касым-Жомарта Токаева, передает Liter.kz.

Это событие стало важнейшей вехой в региональной дипломатии и подтвердило особый статус отношений Китая со странами Центральной Азии. Саммит привлек большое внимание международного сообщества – его значимость для региона сопоставима с крупными мировыми встречами лидеров наподобие G7. В условиях глобальной нестабильности и конфликтов Центральная Азия остается “островом стабильности”, а инициативы, обсуждаемые на саммите, способны влиять на мировую торговлю и логистику.

Для Казахстана, принимавшего форум, встреча стала возможностью укрепить прагматичный и нацеленный на результат формат партнерства, а также продемонстрировать свою роль ключевого связующего звена между Востоком и Западом.

Значение визита Си Цзиньпина и контекст саммита

Визит Си Цзиньпина в Казахстан на саммит имел большое символическое и практическое значение. Во-первых, именно в Казахстане в 2013 году китайский лидер впервые объявил концепцию Экономического пояса Шелкового пути – ядро глобальной инициативы “Один пояс, один путь”. Спустя 12 лет председатель КНР вновь посетил казахстанскую столицу, подчеркнув преемственность курса на тесное сотрудничество. Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что приезд Си Цзиньпина – давнего друга и надежного партнера – является ярким свидетельством искренней и непоколебимой дружбы между двумя странами. Отношения Казахстана и Китая за последние годы достигли уровня “всепогодного” и всеобъемлющего стратегического партнерства, оставаясь устойчиво стабильными и невосприимчивыми к внешним геополитическим потрясениям.

Важно отметить, что предыдущий визит Си Цзиньпина в Казахстан состоялся сравнительно недавно – в июле 2024 года, когда по итогам переговоров стороны заключили более 30 соглашений в сфере торговли, транспорта, энергетики, промышленности, сельского хозяйства и образования. Повышение в 2019 году статуса двусторонних связей до уровня “вечного всестороннего стратегического партнерства” стало новой вехой истории отношений. Китайская сторона подчеркивает особое внимание к Центральной Азии: Си Цзиньпин называет страны региона близкими соседями, партнерами и друзьями. Такой высокий уровень доверия и личных контактов лидеров служит прочным фундаментом сотрудничества.

Президент Токаев, приветствуя гостя, подчеркнул, что за всю историю между Казахстаном и Китаем не было конфликтов – отношения всегда строились на дружбе, взаимопонимании и отсутствии каких-либо условий со стороны Пекина. Китай, по его словам, никогда не выдвигает политических требований во взаимодействии и неизменно поддерживает суверенитет Казахстана. Это создает особую атмосферу доверия, выгодно отличающую сотрудничество с Пекином от иных внешнеполитических форматов.

Контекст проведения саммита также включает учреждение нового многостороннего механизма “Центральная Азия – Китай”. Первый такой саммит прошел в Сиане в мае 2023 года, и с тех пор формат С5+1 (пять республик Центральной Азии плюс КНР) был успешно институционализирован. Создан постоянный секретариат и более десятка отраслевых платформ на уровне министров для координации сотрудничества. Таким образом, диалог перешел от разовых символических встреч к структурированной работе над конкретными проектами. Второй саммит в Астане призван был укрепить эту тенденцию: для Казахстана это шанс придать новый импульс региональному партнерству и согласовать общие цели развития в ключевых сферах – от транспортной взаимосвязанности до энергетики и “зеленой” экономики.

Необходимо понимать и более широкий геополитический фон. Подобные саммиты со странами Центральной Азии ранее проводились другими крупными игроками (ЕС, США, Россия, страны Ближнего Востока), однако сотрудничество с Китаем носит особый стратегический характер. Пекин – мировая сверхдержава, лично вовлеченная высшим руководством в дела региона, и его позиция в Евразии сейчас привлекает повышенное внимание на фоне глобальной турбулентности. Для центральноазиатских государств, и в особенности Казахстана, углубление связей с КНР открывает возможности воспользоваться новым “экономическим подъемом” Азии.

Эксперты отмечают, что Казахстан, располагаясь между двумя полюсами роста – Китаем и Европой, становится естественным мостом и связующей артерией между ними. В то время как мировые морские маршруты переживают изменения, роль трансконтинентальных сухопутных коридоров через Центральную Азию возрастает, особенно с развитием Транскаспийского маршрута. Китай заинтересован в стабильном окружении и диверсифицированных путях доставки, а Центральная Азия – в инвестициях и технологиях для развития. Эта взаимная потребность сформировала, по выражению Токаева, “беспрецедентную модель сотрудничества” в нашем регионе.

Цели и итоги второго саммита

Основные цели саммита заключались в укреплении политической координации и экономической интеграции Китая со странами Центральной Азии. Открывая встречу, Президент Токаев поблагодарил Си Цзиньпина за приверженность всестороннему сотрудничеству с Центральной Азией и отметил активное участие лидеров братских государств региона. Он подчеркнул, что благодаря взаимному доверию сформировалась атмосфера подлинного добрососедства, дружбы и поддержки. На этой основе стороны вывели отношения на уровень “вечного и всеобъемлющего стратегического партнерства” между Китаем и Центральной Азией.

Ключевым политическим итогом встречи стало подписание двух важных документов на высшем уровне. Во-первых, главы государств одобрили Астанинскую декларацию второго саммита, в которой зафиксированы общие подходы к сотрудничеству и дальнейшему развитию нового регионального формата. Во-вторых, лидеры шести стран подписали Договор о вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой. Этот многосторонний договор цементирует долгосрочные обязательства стран обеспечивать мир, безопасность и тесное партнерство на пространстве Центральной Азии. Как отметил Касым-Жомарт Токаев, принципы равноправия, взаимной выгоды и уважения, заложенные в этом договоре, созвучны идее Си Цзиньпина о “сообществе единой судьбы сопредельных государств”. Подписание договора фактически означает, что Китай и страны региона формализовали свой союз как “вечных” добрых соседей и друзей.

В ходе саммита обсуждались и конкретные направления сотрудничества. Одной из главных тем стала транспортно-логистическая взаимосвязанность. Токаев подчеркнул стратегическую задачу обеспечения надежных маршрутов поставок в текущих геополитических реалиях. Центральная Азия уже превращается в ключевой хаб, соединяющий крупнейшие рынки Азии и Европы: в 2024 году через страны региона перевезено свыше 211 тысяч контейнеров из Китая (+12% за год), при этом 85% сухопутного транзита из КНР в Европу пришлось на Казахстан. Президент призвал увязать китайскую Инициативу “Пояса и Пути” с магистральными коридорами “Западный Китай – Западная Европа”, Транскаспийским международным транспортным маршрутом и “Север – Юг”, чтобы раскрыть трансконтинентальный потенциал региона. Казахстан уже вложил более $35 млрд в развитие своей транспортной инфраструктуры и заинтересован в совместных проектах с Китаем по модернизации железных дорог, портов и погранпереходов.

В кулуарах саммита было отмечено открытие нового контейнерного хаба в порту Актау на Каспии – проект, реализованный с участием китайских компаний и досрочно введенный в эксплуатацию к саммиту. Этот хаб повысит пропускную способность Актау до 240 тыс. контейнеров в год, что усилит привлекательность Транскаспийского маршрута. В целом развитию Среднего коридора “Китай – Центральная Азия – Кавказ – Европа” на встрече уделили особое внимание как интегрированному экономическому маршруту с сетью логистических узлов, индустриальных парков и цифровых сервисов.

Другим приоритетом стала энергетика и инвестиции. Президент Казахстана назвал взаимодействие в энергетической сфере ключевым фактором устойчивости региона. Центральная Азия обладает огромными ресурсами (20% мировых запасов урана, 17% нефти, 7% газа, редкоземельные металлы), поэтому потенциал сотрудничества с Китаем здесь “огромен, без преувеличения”. Стороны договорились активизировать обмен передовыми технологиями и модернизацию энергетической инфраструктуры, уделяя внимание “зеленой” энергетике и региональной энергонезависимости.

Учитывая богатый опыт Китая в ядерной отрасли, Токаев публично заявил о заинтересованности в сотрудничестве с китайской корпорацией CNNC при строительстве первой казахстанской АЭС. В ближайшее время стороны намерены подготовить соответствующее соглашение. Также было объявлено о подписании обновленного межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, призванного создать еще более благоприятные условия для китайских инвесторов в Казахстане. Ранее первый вице-премьер Роман Скляр отмечал, что новое инвестиционное соглашение значительно упростит работу китайского бизнеса, закрепив льготы и гарантии – от налоговых и таможенных преференций до инфраструктурной поддержки проектов. Си Цзиньпин со своей стороны объявил о предоставлении странам Центральной Азии гранта в размере 1,5 млрд юаней на реализацию социальных проектов, что демонстрирует стремление Пекина содействовать развитию всего региона.

Отдельное внимание лидеры уделили экологической повестке и инновациям. Китай и Центральная Азия намерены углублять сотрудничество в области возобновляемой энергетики и “зеленой” инфраструктуры. Так, на первом саммите в 2023 году была запущена инициатива по созданию энергетического партнерства, которая теперь активно продвигается – строятся солнечные и ветряные станции, реализуются проекты в сфере водородной энергетики. В Астане стороны говорили и о разработке долгосрочной стратегии формата “Центральная Азия – Китай” на 2026–2030 годы. Такой стратегический документ задаст ориентиры сотрудничества на перспективу пятилетки, чтобы сохранить высокие темпы взаимодействия. Токаев предложил также объявить 2026 год Годом образования и научных исследований между Китаем и странами Центральной Азии – для стимулирования гуманитарных обменов.

Действительно, культурно-гуманитарное сотрудничество вышло на новый уровень: открываются совместные учебные заведения, научные лаборатории, культурные центры и проводится Год туризма Китая в Казахстане. Примечательным событием стал запуск первого туристического поезда Сиань – Алматы, символизирующего возрождение духа Великого Шелкового пути в современном формате. Все это подчеркивает, что саммит носил не только экономический, но и цивилизационный характер – укрепляя взаимопонимание народов.

В итоговом слове президент Токаев отметил, что нынешний саммит подтвердил общий интерес стран Центральной Азии и Китая к укреплению добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития. Благодаря совместным усилиям новый региональный формат успешно институционализирован и имеет все шансы стать постоянной платформой координации. Предложенные инициативы, по мнению Токаева, заложили основу для вечной дружбы и стратегического партнерства стран региона с КНР. Со своей стороны, Си Цзиньпин выразил уверенность, что форум в Астане достигнет ожидаемых результатов и привлечет внимание всего мира, продемонстрировав новую модель сотрудничества ради безопасности и устойчивого развития.

Подписанные соглашения и ключевые проекты

Одной из главных практических составляющих саммита стал масштабный пакет экономических соглашений. В рамках параллельно проведенного Форума индустриально-инвестиционного сотрудничества “Китай – Центральная Азия” были заключены десятки контрактов и меморандумов, призванных придать импульс совместным проектам. По данным СМИ, ожидалось подписание порядка 60 соглашений на общую сумму почти $25 млрд. Действительно, за дни визита были оформлены соглашения практически во всех стратегических областях – энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, финансы, высокие технологии и др. Ниже перечислены наиболее значимые для Казахстана проекты и сделки:

Таким образом, второй саммит в Астане привел к беспрецедентному объему договоренностей. Они охватывают как крупные государственные проекты (инфраструктура, энергетика), так и региональные инициативы и частные инвестиции в конкретные производства. Реализация подписанных соглашений позволит модернизировать экономику Казахстана – от нефтепереработки и агропрома до высоких технологий – опираясь на китайские ресурсы и опыт. Каждое упомянутое направление имеет важное стратегическое значение: инфраструктурные проекты укрепят транзитный потенциал страны, энергетические – дадут толчок к энергонезависимости и зеленому росту, а инновационные – поспособствуют цифровой трансформации и подготовке кадров нового поколения.

Партнерство Китая и Центральной Азии: политические и экономические аспекты

Саммит в Астане продемонстрировал высокую степень политического взаимопонимания между КНР и государствами Центральной Азии, особенно Казахстаном. Сформировался уникальный для региона формат “Центральная Азия – Китай”, институционально оформленный и поддерживаемый на самом высоком уровне. Подписанный договор о вечном добрососедстве фактически закрепил, что Пекин и его центральноазиатские соседи намерены строить отношения на долгосрочной основе, вне зависимости от конъюнктуры. Это подкрепляется регулярными встречами лидеров и беспрецедентным доверием: президент Токаев публично назвал Си Цзиньпина “великим государственным деятелем” и отметил личную вовлеченность руководства КНР в развитие нашего региона. В свою очередь, китайская сторона подчеркивает отсутствие каких-либо скрытых условий и поддержку суверенитета стран Центральной Азии. Можно сказать, что Китай предлагает партнерство без политических требований, фокусируясь на совместном развитии – эта модель крайне привлекательна для государств региона.

Кроме того, политическая повестка включает вопросы безопасности и стабильности. Лидеры заявили о намерении вместе противостоять угрозам терроризма, экстремизма, сепаратизма, наркотрафика и трансграничной преступности. Особый акцент сделан на кибербезопасности: президент Казахстана предложил наладить прямые контакты между профильными ведомствами для борьбы с киберпреступностью. Таким образом, сотрудничество выходит и на плоскость обеспечения региональной безопасности, где Китай становится важным союзником Центральной Азии. На международной арене стороны также координируют позиции – отмечена тесная поддержка друг друга в ООН, ШОС, СВМДА (Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии) и других структурах. Казахстан, например, поддерживает мирные инициативы Китая и его подход к построению справедливого мирового порядка. Все это указывает на формирование особого политического блока интересов: центральноазиатские республики воспринимают Китай как фактор стабильности и противовес геополитическим рискам, а Китай в регионе видит партнеров, разделяющих принципы невмешательства и взаимной выгоды.

Долгосрочное значение саммита и перспективы отношений

Второй саммит “Центральная Азия – Китай” в Астане стал историческим событием, закладывающим основы для нового этапа сотрудничества на долгие годы вперед. Его итоги показывают, что взаимодействие КНР со странами региона вышло на качественно новый уровень институционализации и стратегического планирования. Благодаря созданию постоянных рабочих механизмов и подписанию Договора о вечной дружбе, формат СА–Китай теперь не зависит от конъюнктурных факторов – он приобретает черты долговременного союза. Инициативы, озвученные на саммите, призваны стать основой “вечной дружбы и стратегического партнерства” между странами, а это подразумевает преемственность курса независимо от смены лидеров или внешнего давления.

Для Казахстана долгосрочное значение саммита трудно переоценить. Во-первых, республика закрепила за собой роль одного из главных бенефициаров китайской стратегии в Центральной Азии. Обладая крупнейшей экономикой региона (совокупный ВВП центральноазиатских стран приближается к $500 млрд, и почти половина приходится на Казахстан), страна стала естественным хабом приложений китайского капитала и инициатив. Токаев недаром отметил, что синергия возможностей Центральной Азии и Китая создает мощный задел для дальнейшего динамичного роста. Реализация новых проектов – от заводов до транспортных коридоров – укрепит промышленную базу Казахстана, повысит занятость и экспортный потенциал.

Во-вторых, участие в формате “5+1” позволяет Астане упрочить свой региональный лидерский статус. Казахстан последовательно выступает модератором интеграционных процессов в Центральной Азии, и тесное взаимодействие с КНР усиливает эту позицию. Совместные успехи одной страны помогают всему региону – как сказал Токаев, он видит будущее Центральной Азии как модель совместного развития, где успех каждого государства усиливает остальных. Такой подход свидетельствует о формировании коллективного понимания судьбы региона, разделяемого и Пекином.

В-третьих, долговременная перспектива отношений с Китаем открывает для Казахстана доступ к передовым технологиям и инновациям. Китайский технологический рывок (космос, квантовые вычисления, электроника и т.д.) создает возможности для трансфера знаний, чем Казахстан намерен активно воспользоваться. Упор на образование, научные исследования, открытие R&D-центров с китайскими партнерами готовит почву для того, чтобы через 5–10 лет в стране появилось новое поколение инженеров и ученых, интегрированных в мировые тренды. Этот человеческий капитал, подкрепленный инвестициями, станет опорой экономической устойчивости в будущем.

Наконец, укрепление связи с Китаем дает Казахстану и странам Центральной Азии больше устойчивости перед внешними шоками. Как отмечалось на саммите, стабильность – самая ценная “добавленная стоимость” на фоне растущих конфликтов в мире. Институционализированное сотрудничество с крупной державой служит своего рода страховкой от изоляции и экономических войн. Си Цзиньпин в своем выступлении подчеркнул, что человечество нуждается в едином, а не расколотом мире, и что тарифные и торговые войны не приводят к победителям. Его призыв развиваться сообща, в русле концепции “сообщества единой судьбы”, созвучен интересам небольших государств, ищущих предсказуемости и взаимной выгоды. В этом плане, союз Центральной Азии с Китаем может стать фактором мира и процветания не только для самих участников, но и для окружающего пространства Евразии.

Подводя итог, второй саммит “Центральная Азия – Китай” зафиксировал трансформацию отношений региона с КНР – от просто добрососедских связей к всеобъемлющему стратегическому партнерству с долгосрочным горизонтом. Казахстан на этом фоне выступил как активный инициатор и главный выгодоприобретатель процесса. Подписанные соглашения и проекты обещают ускорение экономического развития республики, а политические договоренности – гарантии безопасности и поддержки суверенитета. Впереди – реализация амбициозных планов: наращивание торговли до новых рекордов, совместное создание инфраструктуры, внедрение инноваций и укрепление культурных мостов. Все эти тенденции указывают на формирование устойчивого блока сотрудничества, который в ближайшее десятилетие будет определять облик Центральноазиатского региона. Саммит в Астане, безусловно, вошел в историю как рубеж, обозначивший начало этого нового этапа – этапа вечного добрососедства и общего прогресса стран Центральной Азии и Китая.

Алмас Аубекеров

Новости партнеров
×