Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 489.36  533.45  4.99

Самостоятельные правительство и акимы - депутат о новых задачах, поставленных в Послании президентом

Послание имеет несколько магистральных линий. 

01.09.2023, 19:26
Самостоятельные правительство и акимы - депутат о новых задачах, поставленных в Послании президентом
Фото: Никита Шаталов/Facebook

Депутат Мажилиса Парламента от фракции партии AMANAT Никита Шаталов по пунктам разъяснил, какие задачи поставлены перед правительством и местными властями в Послании президента, передает Liter.kz. 

По его словам, сегодняшнее Послание президента имеет несколько магистральных линий, которые надо иметь ввиду, когда читаешь этот документ. Он отметил, что глава государства ставит новые страновые задачи. 

Далее мажилисмен по пунктам рассказал, на что были обращено внимание в Послании: 

1.Укрепление суверенитета. Многие обратили внимание на то, что в самом начале своего выступления глава государства говорил о модернизации оборонно-промышленного комплекса. Но здесь важнее контекст, в который были помещены планы и поручения. Сначала был блок, касающийся промышленных проектов, связанных с переделом сырья, добываемого в Казахстане. Увеличение глубины переработки нефти, газа, угля, редкоземельных металлов связаны с тем, что мы должны перестать убегать от своих конкурентных преимуществ и искать спасение занятости и бюджета только в массовом МСП. Это породило ряд странных проектов и кучу льгот, которые теперь будут сокращать из-за непродуктивности. Другими факторами укрепления суверенитета президент назвал выравнивание энергетического баланса (от модернизации текущих систем до строительства новых в виде ВИЭ и АЭС), а также сельское хозяйство и водный вопрос. Под последнее создается отдельное министерство. Аналогичное решение касается и развития транспортного потенциала. Разработка Транскаспийского маршрута требует отдельного фокуса внимания. Это нужно и для наращивания / диверсификации экспорта и для преодоления немонетарных факторов инфляции. 

2. Ориентация на среднее предпринимательство. Снова отход от идеи массового малого предпринимательства. Президент отдельно сказал, что в стране не так много средних предпринимателей, а большая часть из них предпочитает и вовсе дробиться, потому что регулирование не благоволит средним компаниям. В целом надо понимать, что в Казахстане действительно мало таких историй успеха. Частично этот класс предпринимателей подвергся эрозии из-за отсутствия верховенства закона и давления силовиков / налоговиков. Частично ему не дали вырасти монополисты. Но так или иначе средние предприниматели могли бы быть достойной сменой для текущего состава крупных бизнесменов, своеобразным кадровым резервом для экономики будущего.

3. Новые приоритеты развития. Президент в очередной раз коснулся работы банковской системы. Регулярная высокая прибыль банков второго уровня при недостаточной (читай – отсутствующей в некоторых сферах) налоговой нагрузке смещает фокус предпринимателей с других сфер. Зачем финансировать долгосрочные проекты, если можно пользоваться краткосрочными и безрисковыми нотами Нацбанка? С одной стороны, необходимо менять регулирование работы банков, чтобы мотивировать их работать с бизнесом, с другой – повышать конкуренцию за счет привлечения крупных международных игроков. В целом банки всегда получали гораздо больше внимания, чем другие сферы, в том числе и за счёт операций "спасения", часто спровоцированных воровством и неэффективным менеджментом. 

4. Изменение структуры управления страной. Лично для меня наиболее интересным стало изменение подходов к региональному развитию. Президент продолжил фискальную децентрализацию, с одной стороны, отдавая все больше средств вниз. Очевидно, что вся нагрузка по инфраструктуре и реализации экономических проектов ложится на акимов. Повышение самостоятельности местной власти поможет: а) обновить кадры, б) повысить эффективность. Другой шаг – это изменение ситуации с персональной ответственностью руководителей конкретных госорганов и территорий. Меньше коллективных решений и согласований. А правительство при этом освобождается от необходимости постоянного оперативного контакта с АП и становится более самостоятельным в принятии в том числе стратегических решений. 

Также Никита Шаталов высказался и о структурных изменениях в самой Администрации президента, в правительстве, которые, по его мнению, потянут за собой значимые сдвиги в процессе государственного управления. 

Но в целом очевидно, что те решения, которые были озвучены сегодня, не будут реализованы быстро. По некоторым глава государства ставил горизонт от трех лет до 2029 года включительно. Это стратегический план, который будет уточняться и дополняться впоследствии, - подытожил он. 

Новости партнеров
×