Трамвайное сообщение осталось только в Усть-Каменогорске и Павлодаре.
Водитель трамвая – уникальная профессия для Казахстана. Этот вид транспорта постепенно исчезает и воспринимается скорее, как экзотика. Но в Усть-Каменогорске трамваи пользуются популярностью у жителей и гостей города. Один из самых молодых водителей трамвая Валерий Козлов пришел работать в парк, будучи студентом, но так и остался здесь. Ему всего 25 лет, из которых последние пять он трудится на транспорте. В День труда он рассказал Liter.kz об особенностях вождения трамвая и необычных происшествиях.
Валерий Козлов пришел работать в трамвайный парк в 2018 году. Он учился в местном колледже на автомеханика, а летом планировал подработать кондуктором трамвая. Однако планируемые три месяца превратились в пять лет.
Когда наступил новый учебный год, в трамвайном парке студенту подобрали удобный график, и он продолжил работать кондуктором. Вскоре в колледже объявили, что начался прием на курсы водителей трамвая. Вызвался учиться и Валерий Козлов. Причем, курсы он проходил за счет собственных средств.
Обучение проводилось за счет управления занятости. Предполагалось, что профессию освоят безработные, им платили стипендию. Я же к тому времени считался работающим, но мне хотелось учиться, поэтому стал оплачивать обучение. Через три месяца сдал экзамены сразу на две категории – как водитель трамвая и легковых автомобилей. Работать пришел в родной трамвайный парк, – говорит Валерий Козлов.
Сразу в самостоятельное плавание, а точнее вождение его не пустили. Началась стажировка под контролем водителя-наставника. Всего они откатали 246 часов. После у новичков был экзамен, которое принимало руководство трамвайного парка.
Валерию Козлову обучение легко давалось, поэтому он спокойно поехал. Некоторых даже отправляли на пересдачу. 12 ноября 2019 года новоиспеченный водитель выехал в свой первый самостоятельный рейс.
Сейчас Валерий водит трамвай с четырех часов утра и до вечера, сменой два на два. Он может управлять всеми тремя видами трамваев, которые имеются в парке – советские вагоны КТМ-5 М3, берлинские Tatra KT4D и новые белорусские АКСМ 62103.
Это самый экологичный вид транспорта. У него нет вредных выхлопов, так как он движется за счет электроэнергии. Кроме этого, вагоны отличаются большой вместительностью. Один трамвай вмещает столько пассажиров, которых смогут перевезти только два автобуса, – перечисляет достоинства транспорта Валерий.
Однако, трамваи – это редкий вид транспорта для Казахстана. Трамвайное сообщение осталось только в Усть-Каменогорске и Павлодаре. Еще недавно оно было в Темиртау, но в начале года движение приостановили. Сейчас в Усть-Каменогорске трамваи соединяют центр города с промышленными районами.
Стоит отметить, что водители трамваев должны уметь устранять небольшие поломки, так как один вставший вагон может застопорить движение других на весь день. Поэтому сотрудники регулярно сдают экзамены. Для серьезных неисправностей приезжает техническая помощь трамвайного парка.
Если вагон не может двигаться самостоятельно, то сзади подъезжает другой трамвай и берет его на буксир. То есть неисправный транспорт едет впереди, а сзади его толкает исправный.
Выходит, что водитель сзади не видит дорогу перед собой. Он ориентируется на указания водителя впереди идущего трамвая. К примеру, я командую замедлиться, остановиться, предупреждаю о препятствии на пути, – рассказывает Валерий Козлов.
Водители должны внимательно следить за состоянием рельсов, так как на пути могут встретиться препятствия.
У нас есть конечная Защита, район там неспокойный, и дети, живущие там, тоже. Они иногда балуются тем, что втыкают камни на рельсы, в желоба, и ждут. Если наехать на такой “сюрприз”, то вагон может сильно подкинуть, если не хуже. Поэтому в движении водители трамвая смотрят далеко вперед, а не только перед носом вагона. Тормозной путь трамвая длинный, больше 20 метров. Лучше предугадать, что происходят на путях, чтобы плавно остановиться и не травмировать пассажиров, – говорит собеседник.
Во время работы происходят разные случаи. Один из них едва не травмировал Валерия.
Это случилось в прошлом году. В вагон вошел мужчина, заметил, что он припрятал бутылку коньяка. Видимо, в пути он продолжал пить алкоголь. Когда мужчина подъехал к своей остановке, вместо того, чтобы выйти, он устроил “концерт” для пассажиров, нес бред. Я его попросил выйти, так как когда трамвай стоит, другие автомобили тоже останавливаются. Он вышел, обернулся и запустил в меня бутылку. Не помню, как успел увернуться. Бутылка ударилась о металлическую панель и разлетелась на куски, я весь в коньяке. Вызвал полицию, нападавшего довольно быстро нашли, так как все происходило перед камерой видеонаблюдения. А я вернулся в парк, сменил трамвай, но до конца смены от меня разило коньяком, – вспоминает Валерий.
Другой случай, наоборот, вышел комичным. Водитель подъехал на конечную остановку и открыл дверь своей кабины для проветривания.
Тут в вагон заходит женщина, проходит ко мне в кабину и начинает молча раздеваться. Я тоже не проронил ни звука, так как шокирован ее действиями. Она извинилась и попросила не смотреть, сказала, что спешит на встречу одноклассников и ей нужно сменить наряд. Даже сказать было нечего, отвернулся и ждал, когда она уйдет, – смеется Валерий.
К слову, трамваи пользуются популярностью у гостей города. Причем одинаковый восторг они вызывают как у иностранных туристов, так и соотечественников из других городов.
Я уже привык, что люди фотографируются на фоне вагона, входят, задают вопросы. Трамвай вызывает у кого-то ностальгию, кто-то вспоминает детство, другие старые советские фильмы. Действительно, это самый романтичный вид транспорта. Даже сигнал у него отличается от привычного гудка – у трамвая звонит звонок. Потому что это транспорт повышенной опасности, и все вокруг должны знать, что по рельсам едет трамвай, а не автобус, – говорит он.
Валерий Козлов в этом году получил высшее образование по специальности логиста в транспортной сфере. Тут же у себя в трамвайном парке проходил стажировку, набирал материал для дипломной работы. Но о дальнейших планах затруднился сказать.
Я учился в колледже и совмещал учебу с работой. Потом в университете и также продолжал трудиться. Сейчас хочется отдохнуть, сделать перерыв, – признался Валерий.
По словам собеседника, не всегда работа трамваев в городе шла гладко. Был период, когда парк находился в частных руках.
Это было не лучшее время для трамвайного парка, капремонт путей не проводился, вагоны не закупали, зарплаты не поднимали годами. Поэтому люди уходили. Сейчас парк находится в коммунальной собственности, каждый день что-то обновляют. Понемногу обновляют контактную сеть, участки пути, зарплату ежегодно поднимают, купили четыре вагона. Один трамвай стоит примерно 202 миллиона тенге. Поэтому люди перестали массово уходить и держатся за работу, – рассказал Валерий Козлов.
Любимое время, по его словам, начало работы на рассвете, когда еще горят уличные фонари, машины моют улицы, начинают появляться первые пассажиры. Словом, город просыпается и начинается новый день.