Село живет, пока есть школа
На следующей неделе впервые на одной профессиональной площадке встретятся все операторы отечественного образования, которые успешно работают с сельскими школами. На тематической сессии республиканского августовского саммита планируется проанализировать стратегические приоритеты и алгоритмы сельского образования. В поселке Осакаровка Карагандинской области за парты сядут более 200 директоров, свыше четырех тысяч учителей к главному педсовету года подключатся онлайн.
Сегодня первые делегации отправились на республиканский форум молодых учителей 'Жас ұстаз”. Для начинающих педагогов области Абай заветная дорога в Астану началась в Семее с возложения цветов к памятнику великого поэта-земляка.
Официальное название образовательной форсайт-инициативы NIS для сельских школ – “Жас ұстаз: табысқа апарар жол” – символично подтверждает его миссию: первые шаги к успеху и к профессии, которые счастливо должны совпасть с призванием. Все делегаты возвращаются в родные села лучшей версией себя – окрыленными и вдохновленными, готовыми стать в родной школе амбассадорами профессионального успеха.
“Жас ұстаз” – логическое продолжение страновой программы NIS по системной модернизации сельского образования, которая масштабируется во всех регионах.
Знаковый проект “Развитие потенциала опорных школ в сельской местности” вырос из другого проекта – “Сельская школа powered by NIS”, который создали холдинг “AITAS” и АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы”. Шесть лет назад начинали с пяти школ в Катон-Карагайском и Уланском районах Восточно-Казахстанской области и в Буландинском районе Акмолинской области.
Три года назад успешная образовательная инициатива трансформировалась в страновой проект. Сегодня сельское образование поддерживают два фонда – «Қазақстан халқына» и Фонд устойчивого развития образования, которые создают в школах современную инфраструктуру и цифровую среду. Ответственность за академический контент остается на АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Создать опорные сельские школы во всех регионах поручил в декабре прошлого года на заседании Правительства Премьер-министр Олжас Бектенов.
Сегодня опорные сельские школы – де-юре и де-факто – стали драйверами отечественного образования, которые реальными достижениями вдохновляют всех педагогов страны.
В 2024 году пять опорных школ стали победителями республиканского конкурса «Лучшая организация среднего образования», официальное призвание подтвердили гранты в общей сумме более 80 миллионов тенге. Три учителя опорных школ вошли в топ-50 финалистов национальной премии “Учитель Казахстана”. Опорная школа Актогайского района Павлодарской области выиграла Гран-при на соревнованиях FIRST Global Challenge. Учитель информатики, делегат первого методического интенсива “Ауыл мектебі – жаңа мүмкіндіктер арнасы” Маржан Аханова из Улытауского района призналась, что ей повезло – покорять профессию педагога начала в сельской школе. Маржан вдохновила учеников на уникальный проект: они освоили AI-инструменты и создали собственный цифровой контент, посвященный родному краю. Бауыржан Мусабаев из Жамбылского района Северо-Казахстанской области разработал краткосрочные исследовательские проекты, благодаря которым в образовательный процесс внедряются лучшие педагогические практики.
Каждый сельский учитель имеет в своем арсенале уникальные идеи по преподаванию своего предмета и креативные методические находки. Поэтому с января этого года при поддержке опытных тренеров NIS была создана онлайн-площадка «Кәсіби ұстаз», на которой более 200 учителей опорных сельских школ ежемесячно проводили мастер-класс для всех регионов страны. Это успешный инструмент, который способствует развитию профессиональных компетенций педагогов.
Каждая сельская школа в проекте NIS проходит трехлетний цикл: в первый год фокус на диагностике проблем, погружение в основы изменений и мотивацию, во второй год – развитие и масштабирование, управление изменениями, обучение лидерству в образовании, далее фокус – на устойчивости, экспертизе и трансляции. С четвертого года опорная сельская школа, успешно прошедшая путь трансформации, через партнерство и трансляцию инноваций поддерживает и развивает прикрепленные малокомплектные школы.
В Астане на первом республиканском интенсиве “Ауыл мектебі – жаңа мүмкіндіктер арнасы” делегаты признали, что сельская школа реально превратилась в территорию новых возможностей, опорные школы и их педагоги выросли до командных и персональных лидеров в отечественном образовании. Сотрудничество с NIS подключило сельские школы к отечественным и зарубежным проектам, каждый из которых признан самостоятельным брендом в мировой педагогике.
Сегодня опорные сельские школы – успешное ноу-хау made in Kazakhstan, особая категория в отечественном образовании, которая масштабирует по стране лучшие педагогические практики.
Интеграционная цифровая экосистема Beyim Ustaz открыла доступ к системному профессиональному партнерству педагогов, созданию цифровой среды в сельских школах, формированию в стране единого образовательного пространства, соответствующего отечественным и международным стандартам.
В апреле казахстанские учителя подключились к Кембриджскому университету и мировому образованию в целом – доступ к глобальной онлайн-платформе Camtree (Cambridge Teacher Research Exchange) открыл уникальную цифровую библиотеку Cambridge University, посвященную научным исследованиям в педагогике.
Внедрение финской программы KiVa, признанной лучшей в формировании благополучия учеников, сократило буллинговые прецеденты в опорных школах. В пилотном режиме KiVa работает в Абайском, Актогайском, Осакаровском и Шетском районах Карагандинской области и в других регионах.
В прошлом сентябре Астана на пять дней стала столицей мирового образования. Впервые в истории звездный десант World Association of Lesson Studies высадился на постсоветском пространстве, зарубежные эксперты главную конференцию WALS-2024 назвали открытым уроком Казахстана. Президент Всемирной ассоциации исследования урока Кэтрин Льюис подчеркнула уникальную масштабность страновой модели Lesson Study:
“Исследование урока в Астане и во всех регионах реально и в действии дошло до абсолютного большинства учителей. Казахстанский опыт Lesson study – один из лучших в глобальной педагогике именно потому, что внедряется в равной степени успешно в городском и сельском образовании”.
Абстракт Ляззат Налибаевой из Жанакорганского района Кызылординской области принят для выступления на главную конференцию WALS-2025 в японской Хиросиме «Tsunagu – Connect».
В Концепции развития сельских территорий на 2023–2027 годы конкретизируются институциональные алгоритмы и целевые индикаторы. На сегодняшний день в стране больше пяти тысяч сельских школ. Итоги международных исследований PISA демонстрируют значительный разрыв в качестве городского и сельского образования. Добиться равных возможностей – это домашнее задание для страны.
“Сегодня на селе именно школы создают и возрождают экосистему села. Если есть школа, то она будет точкой опоры: выпускники будут возвращаться, чтобы учить детей, лечить, строить, вести бизнес, а учителя будут главными носителями ценностей и культуры. Равенство образовательных возможностей заложено в государственной образовательной политике. Поэтому вся системная работа NIS по сотрудничеству с сельскими школами строится в соответствии со стратегическими приоритетами – профессиональным развитием учителей и масштабированием лучших педагогических практик по образовательному менеджменту, преподаванию, созданию благополучной среды”, – отметила заместитель председателя правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Жанбота Кабдыкаримова.
Два года назад на республиканском съезде педагогов Касым-Жомарт Токае в пяти словах сформулировал миссию сельской школы:
“Село живет, пока есть школа”.
